Программа - Звукарики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы
речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие
коммуникативных функций особенно актуально для нынешнего и будущих
поколений. В настоящее время значительно возросло количество детей,
имеющих то или иное нарушение речи. Исходя из этого, значительно
снизился уровень детской грамотности. Дислексия (нарушение чтения) и
дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой
успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут
за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и
приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно
выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.
Программа «Звукарики» разработана в соответствии с нормативными
требованиями на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
от 27июля 2022 года № 629;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи;

Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, включая разноуровневые);
с учетом:

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 г. и Плана мероприятий по
ее реализации»;

Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;

Программа реализуется в объединении «Звукарики» муниципального
автономного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад
№16 «Рябинка».
С помощью программы кружка «Звукарики» мы надеемся предупредить
трудности в овладении речью у детей среднего возраста, помочь им
сформировать правильный грамматический строй речи, поработать над
лексическим словарным запасом, ритмикой и мелодикой речи, т.е.
сформировать просодический компонент. Все наши усилия будут
направлены на предупреждение на раннем этапе тех трудностей, которые
могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения.
Программа «Звукарики» по содержанию является социально-гуманитарной;
по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме
организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Данная программа разработана на основе пособия для логопедов и
дефектологов Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в
детском саду. Средняя группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
– 232 с. Содержание программы включает систему занятий по развитию речи
детей среднего дошкольного возраста. Занятия включают игры, упражнения
и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя речи,
обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития
связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов
детей данного возраста: внимания, памяти, мышления.
Новизна программы заключается в том, что программа комплексно
охватывает все области развития речи детей среднего возраста:
грамматический строй, лексическая сторона речи, развитие просодики,
артикуляционного аппарата, фонематического слуха и восприятия,
обогащение словаря, формирование слоговой структуры слова, развитие
связной речи, а также когнитивных процессов детей данного возраста:
внимания, памяти, мышления.
Актуальность программы обусловлена все большим количеством детей
старшего и подготовительного возрастов, нуждающихся в логопедической
помощи. К числу наиболее актуальных проблем относится нарушение
звукопроизношения,
скудный словарный запас детей, следовательно,
нарушения связной речи и грамматического строя речи. Возникает большая
потребность детей данного возраста в предупреждении и решении
вышеперечисленных задач, которым посвящена программа. Своевременное
логопедическое сопровождение детей данного возраста позволит
сформировать предпосылки гармоничного развития речи детей данного
возраста. Программа дополнительного образования направлена на:
o создание условий для речевого развития детей;
o развитие мотивации к познанию;
o обеспечение эмоционального благополучия детей;

o профилактику нарушений речи;
o интеллектуальное развитие личности;
o взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогическая
целесообразность
программы
«Звукарики»
объясняется наличием материала, соответствующего возрастной группе
детей, наличием игрового компонента и комплексностью подхода к
обучению. Речь детей, усвоивших предлагаемое содержание программы,
подвергнется качественным изменениям по каждому компоненту (лексика,
грамматика, связная речь, артикуляционная и мелкая моторика).
Образовательная программа разработана с учетом современных
образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения
(индивидуальный подход, доступность, преемственность, результативность),
формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия);
методах контроля и управления образовательным процессом (анализ
результатов, диагностика); средствах обучения (индивидуальные альбомы
для занятий и закрепления материала, индивидуальные зеркала, цветные
карандаши, методическое обеспечение).
Цели программы:
1. Обучить изложению мыслей от простой фразы, состоящей из 2-4 слов,
до составления пересказа, близкого к тексту; пониманию и
правильному употреблению предлогов; владению своим голосом.
2. Сформировать артикуляционные уклады, грамматическую сторону
речи и связную речь.
3. Воспитать бережное отношение к труду, окружающим предметам;
любовь к окружающей природе.
Задачи программы:
1. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении
звуков.
2. Учить детей внимательно слушать стихотворения, сказки и рассказы,
отвечать на вопросы строчками из данных произведений.
3. Способствовать четкому и правильному произношению звуков в
словах и фразовой речи посредством проговаривания чистоговорок,
скороговорок, разучивания стихотворений и логопедических распевок.
4. Развивать логическое мышление: уметь соотносить усвоенные знания с
изображением на картинке.
5. Развивать связную речь, учить понимать ее выразительность,
плавность, красоту. Совершенствовать такие элементы звуковой
культуры речи, как темп, дикция, сила голоса.
6. Учить детей овладевать основными грамматическими формами, а
именно, согласовывать слова в роде, числе и падеже.

7. С помощью подвижных игр, логоритмических упражнений,
пальчиковой гимнастики формировать двигательную активность, темп,
ритм речи, развивать мелкую и речевую моторику, корректировать
психические процессы, способствовать развитию речи в целом.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программе: 4-5 лет. Средний возраст – замечательный период в жизни
детей. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать,
выражать себя, творить, общаться. Именно в этом возрасте необходимо
развивать память, восприятие, мышление, внимание, речь. Речь служит
главным средством общения с другими людьми, является основой
человеческого мышления и приобретения новых знаний. Речь – это
сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не
является врожденной способностью человека, она формируется
постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии,
формировании правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам.
Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.
Срок реализации образовательной программы 1 год. Программа включает
в себя три периода обучения. При этом продолжительность периодов
является ориентировочной. Первый период является вводным,
ознакомительным, второй период направлен на основную подготовку и
обучение детей, третий период – заключительный, направлен на
закрепление пройденного материала и подведение итогов.
Форма обучения – групповые занятия. Наполняемость до 8 человек.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине
дня. Всего 57 занятий в год. Длительность занятия – 20 мин.
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь) и итоговая (май).
Ожидаемые результаты освоения программы:
Воспитанники будут знать строение артикуляционного аппарата,
название геометрических фигур и цветов. Дети будут уметь составлять
предложения и пересказывать тексты, употреблять в речи предлоги.
Воспитанники смогут повысить уровень своей речи, изменить ее качество
и развить связную речь.
К концу года воспитанник средней группы (5 год жизни) должен уметь:
1. Четко, правильно артикулируя, произносить следующие звуки: А, У, О,
Ы, Э, И, М, П, Б, Д, Т, Г, К, В, Ф.
2. Выделять интонацией по просьбе логопеда любой из вышеуказанных
звуков.

3. Четко проговаривать чистоговорки и стихотворения со звуками: А, У,
О, Ы, Э, И, М, П, Б, Т, Г, К, В, Ф.
4. Уметь произносить слова с различной громкостью: тихо, умеренно,
громко, шепотом.
5. Заучивать и четко воспроизводить загадки, короткие четверостишья.
6. Находить на картинках такие предметы, в названии которых есть
любой из вышеуказанных звуков, и произнести слова так, чтобы он звучал
ясно и отчетливо.
7. Уметь грамматически правильно закончить фразы, начатые логопедом,
то есть правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.
8. Правильно формулировать собственное высказывание.
9. Уметь составлять небольшие рассказы по описанию, придумывать
загадки о предметах, пересказывать короткие тексты
Формой подведения итогов реализации данной программы является
диагностика в начале и в конце учебного года.
Диагностическая таблица
(начало учебного года)
№

ФИ

Моторика

Фонематика

Лескика

Грамматика

Связная
речь

Строе

артик

мел

Пов

Выд

Су

обо

гла

при

пре

Ум.

Мн.

ние

уляц

кая

торе

елен

щес

бщ

гол

лаг

дло

-

чис

арт.

ионн

ние

ие

твит

ени

ы

ате

ги

лас

ло

аппар

ая

слог

звук

ель

я

ов

а

н

ата

льн

СК

сск

кат.

ые

Диагностическая таблица
(конец учебного года)
№

ФИ

Моторика

Фонематика

Лескика

Грамматика

Связная
речь

Строе

артик

мел

Пов

Выд

Су

обо

гла

при

пре

Ум.

Мн.

ние

уляц

кая

торе

елен

щес

бщ

гол

лаг

дло

-

чис

арт.

ионн

ние

ие

твит

ени

ы

ате

ги

лас

ло

аппар

ая

слог

звук

ель

я

ов

а

н

ата

льн
ые

кат.

СК

сск

Календарный учебный график
Наименование

Продолжительн
ость обучения
по программе

Занятий в
неделю

Занятий
в месяц

Дни в
неделю

Диагностиче
ский период

По
утвержд
енному
расписа
нию

Начало и

Сентябрь – май
Всего 57 часа
1 полугодие

«Звукарики»

с 11.09.2023 по
22.12.2023

2

8

конец
учебного
года.

(15 нед.)
2 полугодие
с 09.01.2024 по
08.05.2024
(17 нед.)
Общая: 32
недели
Срок обучения по программе – 1 год. Период с 11 сентября по 31 мая.
Каникулярный период: с 25 декабря по 08 января, июнь – до 2 недели
сентября (включительно).
Учебно – тематическое планирование объединения дополнительного
образования детей «Звукарики»
№
п/п

Тема

1

Органы артикуляции.

2

Звуки вокруг. Звучащие
игрушки. Квадрат, круг,
треугольник.
Игрушки (знакомство,
описательный рассказ).
Звуки вокруг (неречевые
звуки). Овал (знакомство).

3
4

Количество часов Всего Формы аттестации и
контроля
Теория Практика часов
0,5
0,5
1
Выполнение артик.
упр.
0,5
0,5
1
Игра «Угадай что
звучало»
0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Заучивание стиха «В
нашем д/с»
Игра «Слушаем звук»

5
6

Овал. Коричневый цвет.
Овощи. Предлоги НА, С.

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

7
8

Овощи. Счет до 3-х. Звук У.
Осень. Звук А.

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

Осень. Один-два-много-ни
одного.
10 Осень (описательный рассказ).
Звуки У, А. Предлоги НА, С.
11 Фрукты. Предлоги НА, С.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

12 Прямоугольник. Звук И.
13 Фрукты. Счет до 5.
14 Цвет. Геометрические фигуры.
Звуки У, А, И.
15 Овощи - фрукты. Сад – огород.

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1
1

0,5

0,5

1

16 Цвет. Геометрические фигуры.
Звуки У, А, И.
17 Наше тело.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

18 Звук О. Понятие высота.
19 Наше лицо. Гигиена.

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

20 Звук О. Понятие
высота(продолжение)
21 Одежда. Средний род имен
существительных.
22 Одежда. Развитие мышления.
Звуки У, О. Дифференциация.
23 Одежда. Предлоги В, ИЗ.
Средний род имен
существительных.
24 Одежда. Пересказ. Звуки А, У,
О, И.
25 Новый год. Составление
описательного рассказа.
26 Зима. Зимние забавы.
27 Зима. Слоговая структура.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

9

Игра «Найди иназови»
Составление
предложений по схеме
Игра «В огороде»
Игры «Шар для Ани»,
«Осенний ветер»
Игра «Сосчитай и
назови»
Составление
предложений по схеме
Составление
предложений по схеме
стр. Заучивание стиха
Заучивание стиха
Игра «В саду»
Игра «Лото»
Игра «Что в саду? Что
в огороде?»
Игра «Найди пару»
Игра «Покажи и
назови»
Игра «Найди портрет»
Игра «Почему заболел
Буратино»
Игра «Подари
подарки»
Игра «Подбери
словечко»
Игра «Сошьем
одежду»
Игра «Собираемся в
д/с»
Игра «Посмотри и
расскажи»
Игра «Послушай,
посмотри, запомни»
Игра «Вьюга»
Игра «Бей, наш

Составление рассказа.
Высота (продолжение).
Высокий – низкий.
Зима. Белый цвет. Далеко –
близко, высоко – низко.
Обувь. Звук Э.
Обувь. Развитие мышления.
Предлоги В, ИЗ.
Обувь. Звук Э (продолжение).
Пересказ.
Дикие животные. Части тела.

барабан»
Игра «Дом для
матрешек»
Игра «Любимый цвет
зимы»
Сказка «Эмма и эхо»
Игра «Обуй куклу»

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

34 Детеныши диких животных.
Звуки Э, И. Дифференциация.
35 Дикие животные и их
детеныши. Предлоги К,
ОКОЛО, ЗА.
36 Домашние животные. Гласные
звуки.
37 Домашние животные. Части
тела. Словообразование.
Словоизменение.
38 Домашние животные и их
детеныши. Звук Ы.
39 Детеныши домашних
животных. Словоизменение.
Предлоги ЗА, ПОД.
40 Мамин праздник. Звук Ы.
41 Домашние птицы. Части тела.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

42 Птенцы домашних птиц.
Словоизменение.
43 Весна. Предлоги НА, С.
44 Посуда. Звуки И, Ы.
Дифференциация.
45 Посуда. Предлоги В, НА, С,
ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПОД.
46 Посуда. Чтение по изученным
символам звуков.
47 Мебель. Словоизменение.

0,5

0,5

1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

0,5

0,5

1

Стих-ие
Игра «Помоги
Незнайке»
Игра «Где посуда?»

0,5

0,5

1

Игра «Учимся читать»

0,5

0,5

1

Игра «Магазин»

28
29
30
31

32
33

Игра «Починим
обувь»
Игра «Кто живет в
лесу?»
Игра «Найди
детеныша»
Игра «Один-много»

Игра «Подарки для
матрешек»
Игра «Кто спрятался?»

Игра «Помоги
Незнайке»
Игра «Кто чей
детеныш»
Стих-ие
Игра «Вот какой наш
петушок»
Игра «Кто чей птенец»

Игра «Расставим
мебель»
Игра «Расставим
мебель»
Игра «Давай
посчитаем»
Игра «Путешественник»

48 Мебель. Предлоги В, НА, С,
ИЗ, ОКОЛО.
49 Мебель. Предлоги ЗА, ПОД, К,
ОТ.
50 Дом и его части.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

51 Транспорт. Предлоги ПО, К,
ОТ, ОКОЛО, НА, С, В с
глаголами.
52 Профессии.
53 Птицы. Части слова.
Словоизменение.
54 Птицы. Предлог НАД.
Словообразование.
55 Цветы.
56 Насекомые. Предлоги.
57 Лето.

0,5

0,5

1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

Игра «Лото»
Игра «Кто улетел»

0,5

0,5

1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1
1

Игра «Где? Куда?
Откуда?»
Стих-ие
Игра «Кого не стало?»
Игра «Бывает-не
бывает»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Цели и задачи:
 Формирование словаря и грамматического строя речи
 Развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную
речь логопеда;
 Выделять название предметов, действий, признаков (основные
цвета, форма, величина); понимать обобщающее значение слов;
 Формировать практическое усвоение простых способов
словообразования уменьшительно-ласкательной формы и
множественного числа имен существительных;
 Формировать усвоение некоторых форм словоизменения:
окончаний имен существительных в винительном и
творительном падежах единственного числа, согласование имен
прилагательных и числительных с существительными, глаголов
настоящего времени, окончаний глаголов мужского и женского
рода прошедшего времени;
 Формировать понимание и практическое усвоение предлогов НА,
С.
 Развитие связной речи

 Учить владеть навыками составления простых предложений по
вопросам, демонстрации действий, по картинке, по картиннографической схеме;
 Учить навыкам составления короткого описательного рассказа,
пересказу, составление рассказа по картинке с использованием
вопросов и картинно-графических планов;
 Формировать навыки диалогической речи.
 Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения.
 Формировать осознание собственного тела, познакомить с
органами артикуляции;
 Развивать слуховое и зрительное внимание и память;
 Познакомить со звуками А, У, И;
 Формировать просодическую сторону речи;
 Формировать усвоение ритмической структуры речи (заучивание
стихов).
2 квартал (декабрь, январь, февраль)
Цели и задачи:
 Формирование словаря и грамматического строя речи:
 Продолжать формировать и закреплять ранее изученные
грамматические категории;
 Формировать понимание и практическое использование форм
имен существительных единственного числа в родительном,
дательном и предложном падежах;
 Формировать понимание и употребление категории среднего
рода имен существительных;
 Формировать понимание и практическое употребление предлогов
В, ИЗ, ЗА, ПОД, К, ОКОЛО;
 Формировать понимание и правильное употребление в речи
наречий: высоко, низко, далеко, близко.
 Развитие связной речи:
 Продолжать формировать и закреплять навыки составления
предложений, описательного рассказа, пересказа и рассказа по
сюжетной картинке;
 Совершенствовать
навыки
ведения
диалога,
умения
самостоятельно задавать вопрос.
 Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
 Познакомить со звуками О, Э, Ы;
 Учить дифференцировать на слухи в речи звуки О – У, Э – И;
 Учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить
слоговую структуру слов.

Продолжать работу по развитию слухового и зрительного внимания, памяти,
которая проводилась в 1-ом периоде.
3 квартал (март, апрель, май)
Цели и задачи:
 Продолжать формировать и закреплять ранее изученные
грамматические категории, навыки словообразования и
словоизменения, понимание и практическое употребление
простых предлогов;
 Формировать понимание и практическое употребление предлогов
ОТ, ПО;
 Продолжать
работу
по
формированию
словаря
и
грамматического строя речи, связной речи, фонематического
восприятия и звукопроизношения, которая проводилась в 1-м и
2-ом периодах.

№
п/п

Тема

1

Органы артикуляции.

2

Звуки вокруг. Звучащие
игрушки. Квадрат, круг,
треугольник.

3

Игрушки (знакомство,
описательный рассказ).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Содержание
Закрепить понятие, что логопед- это профессия.
Познакомить детей с логопедическим кабинетом
и правилами поведения на занятиях.
Познакомить с органами артикуляции.
Развивать слуховое внимание, память,
артикуляционную и мелкую моторику.
Составление предложений из 2-х слов по
совершаемому действию.
Развитие слухового внимания, физиологического
дыхания, умения воспроизведения простого
ритма.
Закрепление знания о геометрических фигурах и
цвете.
Обучение счету до 4-х.
Формирование фразовой речи.
Расширение и активизация словаря по теме.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Формирование и закрепление обобщающего
понятия «игрушки».
Обучение практически определять признаки
предметов.
Составление предложений, называя 2-3 признака
предмета.
Формирование связной речи.

4

Звуки вокруг (неречевые звуки).
Овал (знакомство).

5

Овал. Коричневый цвет.

6

Овощи. Предлоги НА, С.

7

Овощи. Счет до 3-х. Звук У.

8

Осень. Звук А.

9

Осень. Один-два-много-ни

Составление предложений из 2-х слов по
совершаемому действию.
Развитие слухового внимания, физиологического
дыхания; умения воспроизводить простой ритм.
Знакомство с геометрической фигурой- овал.
Закрепление знаний о геометрических фигурах.
Закрепление знаний основных цветов.
Составление фразы из 2-4 слов.
Формирование понятия «коричневый цвет».
Закрепление знания о геометрических фигурах и
основных цветах.
Составление фразы из 2-4 слов.
Развитие внимания, памяти, мелкой моторики и
тактильных ощущений.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Различение и использование в речи единственного
и множественного числа имен существительных.
Формирование умения правильного употребления
предлогов НА, С.
Составление предложений по совершенному
действию и картинно-графической схеме.
Закрепление знания основных цветов. Развитие
речевого дыхания, внимания, памяти, мышления.
Закрепление понятия овощи.
Составление предложения по действию.
Употребление существительного единственного и
множественного числа в именительном и
родительном падежах без предлога и с предлогом
У.
Согласование числительных 1-3 с
существительным.
Правильное произнесение звука У.
Развитие слухового и зрительного внимания,
речевого дыхания, памяти, мышления, мелкой
моторики.
Формирование представления об осени и ее
признаках.
Составление фразы из 2-4 слов.
Воспроизведение простого ритма.
Произнесение звука А, владение голосом.
Развитие слухового и зрительного внимания,
речевого дыхания, памяти, мышления, мелкой
моторики.
Продолжение формирования представления об
осени и ее признаках.

одного.

10 Осень (описательный рассказ).
Звуки У, А. Предлоги НА, С.

11 Фрукты. Предлоги НА, С.

12 Прямоугольник. Звук И.

13 Фрукты. Счет до 5.

Составление предложений по совершаемому
действию и вопросам с использованием имен
существительных единственного и
множественного числа.
Совершенствование умения построения фразы из
2-4 слов.
Закрепление понятия один-много-ни одного.
Развитие слухового и зрительного внимания,
речевого дыхания, памяти, мышления, мелкой
моторики.
Закрепление правильного произнесения звуков У,
А.
Произнесение сочетания звуков УА, АУ по
символам.
Формирование понимания и употребления в речи
предлогов НА, С.
Закрепление представления об осени и ее
признаках.
Составление простого описательного рассказа.
Развитие слухового и зрительного внимания,
моторики, физиологического дыхания.
Закрепление обобщающего понятия фрукты.
Употребление имен собственных в форме
единственного числа родительного падежа с
предлогом У и множественного числа в
именительном и винительном падежах.
Закрепление употребления в речи предлогов НА,
С.
Развитие внимания, памяти, мышления, речевого
дыхания и моторики.
Знакомство с геометрической фигурой
прямоугольник.
Закрепление знаний о геометрических фигурах и
цветов.
Составление фразы из 2-4 слов.
Знакомство со звуком И и его символом.
Развитие внимания, памяти, мышления, речевого
дыхания и моторики.
Счет до 5.
Закрепление названий фруктов и обобщающего
понятия.
Закрепление предлогов НА, С.
Составление фразы из 2-4 слов.
Развитие внимания, памяти, мышления, речевого
дыхания и моторики.

14 Цвет. Геометрические фигуры.
Звуки У, А, И.

15 Овощи - фрукты. Сад – огород.

16 Цвет. Геометрические фигуры.
Звуки У, А, И.

17 Наше тело.

18 Звук О. Понятие высота.

Закрепление изученных цветов и геометрических
фигур.
Развитие наглядно-действенного мышления.
Формирование наглядно-образного мышления.
Закрепление правильного произношения звуков
А, У, И.
Активизация артикуляционной моторики.
Ориентировка в пространстве относительно
своего тела.
Развитие слухового и зрительного внимания,
памяти, моторики.
Закрепление обобщающих понятий фрукты –
овощи.
Дифференциация фруктов и овощей.
Составление рассказа по картинке, вопросам и
картинно-графическим планам.
Использование имен существительных в
единственном числе Р.п. с предлогом ИЗ.
Развитие слухового и зрительного внимания,
памяти, моторики.
Закрепление изученных цветов и геометрических
фигур.
Закрепление произношения звуков А, У, И.
Составление фразы из 2-5 слов.
Активизация артикуляционной моторики.
Развитие наглядно-действенного мышления.
Формирование наглядно-образного мышления.
Развитие слухового и зрительного внимания,
памяти.
Уточнение, расширение и активизация словаря по
теме.
Различение и употребление имен
существительных в ед. и мн. числе.
Составление простых предложений по
совершаемому действию и сюжетным картинам.
Использование уменьшительно-ласкательной
формы сущ.
Ориентировка в пространстве относительно
своего тела.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Установление размерных отношений 4-х
предметов по высоте, расположение их в порядке
убывания.
Формирование умения обозначать словом
размерные отношения по высоте в ряду из 4-х

19 Наше лицо. Гигиена.

20 Звук О. Понятие высота
(продолжение)

21 Одежда. Средний род имен
существительных.

22 Одежда. Развитие мышления.
Звуки У, О. Дифференциация.

23 Одежда. Предлоги В, ИЗ.
Средний род имен
существительных.

предметов в порядке убывания.
Формирование умения находить соответствия по
величине.
Знакомство со звуком О и его символом.
Ориентировка в пространстве относительно
своего тела.
Составление фразы из 2-4 слов.
Развитие слухового и зрительного внимания,
памяти, моторики.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Составление фразы из 2-5 слов.
Использование уменьшительно-ласкательной
формы сущ.
Составление предложений по картинкам.
Развитие слухового и зрительного внимания,
памяти, моторики.
Установление размерных отношений 4-х
предметов по высоте, расположение их в порядке
убывания.
Ориентировка в пространстве относительно
своего тела.
Составление фразы из 2-5 слов.
Развитие мышления, зрительного гнозиса, мелкой
моторики, фонематического восприятия.
Уточнение, расширение и активизация словаря по
теме.
Использование уменьшительно-ласкательной
формы сущ.
Составление предложений по действию
Формирование практического усвоения
согласования прилаг. с сущ. ср. рода и
местоимением оно.
Развитие внимания, памяти, мышления, моторики.
Закрепление обобщающего понятия одежда.
Активизация фразовой речи детей.
Дифференциация звуков О, У.
Развитие слухового и зрительного внимания,
фонематического восприятия, артикуляционной
моторики.
Понимание предлогов В, ИЗ правильное
употребление их в речи.
Активизация фразовой речи у детей.
Формирование практического усвоения
согласования прилагательных с именами
существительными среднего рода.

24

25

26

27

28

Составление фразы из 2-5 слов.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Пересказ рассказа с опорой на картинку и
Одежда. Пересказ. Звуки А, У,
картинно-графический план.
О, И.
Активизация фразовой речи детей.
Формирование связной речи.
Дифференциация изученных гласных и умение
распознавать их среди символов.
Развитие слухового и зрительного внимания,
памяти, моторики.
Формирование обобщающего понятия елочные
Новый год. Составление
игрушки.
описательного рассказа.
Составление фразы из 2-5 слов.
Обучение простому описательному рассказу.
Правильное использование в речи формы Тв.п.
существительных в единственном числе.
Закрепление использования в речи предлога С.
Составление рассказа по сюжетной картине.
Формирование связной речи.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Зима. Зимние забавы.
Формирование фразы, составление предложения
по картинно-графической схеме.
Развитие физиологического и речевого дыхания,
внимания, мышления, памяти.
Формирование слоговой структуры слова.
Зима. Слоговая структура.
Закрепление правильной артикуляции гласных
Составление рассказа.
звуков и символов, которыми они обозначаются.
Закрепление представлений о зиме и ее
признаках.
Формирование связной речи.
Составление рассказа по картинному плану.
Развитие внимания, памяти, моторики.
Высота (продолжение). Высокий Установление размерных отношений 4-х
предметов по высоте, расположение их в порядке
– низкий.
возрастания.
Формирование умения обозначать словом
размерные отношения по высоте в ряду в порядке
возрастания.
Формирование умения подбирать одинаковые
предметы по высоте.
Ориентировка в пространстве относительно
своего тела.
Формирование фразовой речи.

29 Зима. Белый цвет. Далеко –
близко, высоко – низко.

30 Обувь. Звук Э.

31 Обувь. Развитие мышления.
Предлоги В, ИЗ.

Обувь. Звук Э (продолжение).
32 Пересказ.

33 Дикие животные. Части тела.

34 Детеныши диких животных.
Звуки Э, И. Дифференциация.

35 Дикие животные и их детеныши.
Предлоги К, ОКОЛО, ЗА.

Формирование понятия белый цвет.
Закрепление6 знаний цветов и геометрических
фигур.
Составление фразы из 2-5 слов.
Формирование пространственных представлений.
Учить правильно произносить звук Э.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Знакомство с обобщающим понятием обувь.
Использование уменьшительно-ласкательной
формы сущ.
Составление предложения по совершаемому
действию.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Закрепление обобщающего понятия обувь.
Составление фразы из 2-5 слов.
Понимание предлогов В, ИЗ, правильное их
использование в речи.
Составление фразы из 2-5 слов.
Развитие внимания, памяти, мышления,
артикуляции.
Закрепление изученных гласных звуков.
Пересказ рассказа, составленного по сюжетной
картинке.
Формирование связной речи.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Формирование обобщающего понятия дикие
животные.
Формирование фразовой речи.
Использование уменьшительно-ласкательной
формы сущ.
Составление фразы из 2-5 слов.
Развитие внимания, памяти, образного мышления.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Закрепление обобщающих понятий.
Составление фразы из 2-5 слов.
Дифференциация звуков на слух.
Развитие слухового и зрительного внимания,
фонематического восприятия.
Закрепление словаря по теме.
Закрепление обобщающих понятий.
Понимание значения предлогов и их
употребление в речи.
Различение и употребление в речи сущ. в ед. и мн.
числе.

36 Домашние животные. Гласные
звуки.

37 Домашние животные. Части
тела. Словообразование.
Словоизменение.

38 Домашние животные и их
детеныши. Звук Ы.

39 Детеныши домашних животных.
Словоизменение. Предлоги ЗА,
ПОД.

40 Мамин праздник. Звук Ы.

Составление фразы из 2-5 слов.
Развитие внимания, памяти, моторики.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Формирование обобщающего понятия.
Составление фразы из 2-5 слов.
Закрепление пройденных гласных звуков.
Формирование подвижности органов
артикуляции.
Развитие просодической стороны речи,
фонематического восприятия, внимания, памяти,
мышления.
Уточнение и расширение номинативного и
глагольного словаря по теме.
Закрепление обобщающего понятия.
Обучение приемам словоизменения.
Формирование правильного употребления
уменьшительно-ласкательной формы сущ.
Составление фразы из 2-5 слов.
Развитие памяти, мышления, артикуляции.
Уточнение и расширение номинативного и
глагольного словаря по теме.
Закрепление обобщающего понятия.
Обучение правильному использованию формы
Тв.п. существительных в единственном числе.
Правильное произнесение звука Ы, символ звука.
Развитие памяти, мышления, артикуляции.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Формирование и закрепление обобщающего
понятия.
Составление фразы из 3-х слов с использованием
сущ. Р.п. без предлога и с предлогом У.
Практическое усвоение образования
уменьшительно-ласкательной формы
существительных.
Понимание предлогов ЗА, ПОД.
Развитие внимания, памяти, мышления, моторики
и артикуляции.
Закрепление произнесения гласных звуков.
Закрепление и активизация словаря по теме.
Формирование связной речи.
Расширение знания детей об окружающем мире.
Составление фразы из 2-5 слов.
Развитие внимания, памяти, мышления,
артикуляции.

41 Домашние птицы. Части тела.

42 Птенцы домашних птиц.
Словоизменение.

43 Весна. Предлоги НА, С.

44 Посуда. Звуки И, Ы.
Дифференциация.

45 Посуда. Предлоги В, НА, С, ИЗ,
ОКОЛО, ЗА, ПОД.

Уточнение и расширение словаря по теме.
Формирование и закрепление обобщающего
понятия.
Практическое усвоение образования
множественного числа и уменьшительласкательной формы существительных.
Образование глаголов от звукоподражаний и
правильное их употребление.
Составление фразы с прямым дополнением в Тв.п.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Формирование обобщающего понятия.
Образование множественного числа сущ.
Образование уменьшительно-ласкательной
формы существительных в И.п. единственного и
множественного числа.
Развитие внимания, памяти, мышления и
артикуляции.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Формирование понятия весна.
Составление фразы с дополнением, выраженным
существительным единственного числа в П.п. с
предлогом НА, С.
Развитие просодической стороны речи, ритма,
слухового внимания, памяти, артикуляции.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Формирование обобщающего понятия.
Составление фразы с дополнениями,
выраженными существительными единственного
числа в Тв.п. без предлога, в Р.п. с предлогом ИЗ,
в П.п. с предлогами В, НА.
Составление сложно-подчиненного предложения
с придаточными целями.
Развитие слухового и зрительного внимания,
фонематического восприятия, просодической
стороны речи.
Развитие пространственных представлений и
умение ориентироваться относительно своего
тела.
Закрепление обобщающего понятия.
Использование в речи сложно-подчиненных
предложений.
Использование во фразовой речи предлогов.
Составление предложений по совершаемому
действию с противительным союзом А.
Развитие внимания, памяти, мышления.

46 Посуда. Чтение по изученным
символам звуков.

47 Мебель. Словоизменение.

48 Мебель. Предлоги В, НА, С, ИЗ,
ОКОЛО.

49 Мебель. Предлоги ЗА, ПОД, К,
ОТ.

50 Дом и его части.

51 Транспорт. Предлоги ПО, К, ОТ,
ОКОЛО, НА, С, В с глаголами.

Расширение словаря по теме.
Закрепление обобщающего понятия.
Образование уменьшительно-ласкательной
формы существительных.
Употребление существительных в Р.п.
единственного числа.
Использование в речи сложно-сочиненных
предложений с союзом А.
«Чтение» звукоподражаний по символам.
Звуковой синтез.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Формирование и закрепление обобщающего
понятия.
Составление сложно-подчиненных предложений.
Развитие внимания, памяти, мышления, моторики.
Развитие пространственных представлений,
умения ориентироваться в пространстве.
Закрепление предметного словаря по теме.
Закрепление употребления предлогов.
Развитие внимания, памяти.
Развитие пространственных представлений,
умения ориентироваться в пространстве.
Закрепление предметного словаря и
обобщающего слова по теме.
Понимание и употребление в речи предлогов.
Составление фраз из 3-4 слов с косвенными
дополнениями в Тв.п. и В.п.
Развитие внимания, памяти.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Образование множественного числа
существительных в И.п.
Согласование числительных 1-5 с
существительными.
Развитие внимания, памяти, мышления, моторики.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Формирование и закрепление обобщающего
понятия.
Развитие пространственных представлений,
умения ориентироваться в пространстве.
Закрепление предметного словаря и
обобщающего слова по теме.
Понимание и употребление в речи предлогов.
Составление фраз из 3-4 слов с косвенными
дополнениями в Тв.п. и В.п.

52 Профессии.

53 Птицы. Части слова.
Словоизменение.

54 Птицы. Предлог НАД.
Словообразование.

55 Цветы.

56 Насекомые. Предлоги.

Развитие внимания, памяти.
Знакомство детей с профессиями.
Формирование и закрепление обобщающего
понятия.
Использование в речи простых распространенных
и сложно-подчиненных предложений.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Формирование обобщающего понятия.
Использование существительных с числами 1, 2.
Обучение давать полные ответы на вопросы.
Развитие внимания и памяти.
Закрепление обобщающего понятия.
Практическое использование предлога НАД.
Закрепление правильного употребления
изученных простых предлогов.
Составление предложений по совершаемому
действию и пиктографическим схемам.
Согласование существительных ед. и мн. числа
И.п. с глаголами настоящего времени.
Расширение глагольного словаря по теме.
Использование в речи противительного союза а.
Составление фразы из 4-х слов с дополнением в
Тв.п.
Развитие просодической стороны речи, внимания,
памяти.
Уточнение, расширение и активизация словаря по
теме.
Формирование и закрепление обобщающего
понятия.
Составление простого распространенного
предложения.
Образование существительных в И.п. мн. числа.
Согласование существительных ед. и мн. числа с
глаголами настоящего времени.
Развитие внимания, памяти, логического
мышления, речевого дыхания, моторики.
Уточнение и расширение словаря по теме.
Формирование и закрепление обобщающего
понятия.
Образование мн. числа существительных в И.п.
Употребление существительных в форме ед.
числа Р.п.
Употребление простых предлогов в
самостоятельной речи.

Развитие внимания, памяти, артикуляции.
Знакомство с признаками лета, умение отличать
от других времен года.
Обучение пересказыванию близко к тексту.
Развитие внимания, памяти, мышления.

57 Лето.

Информационное обеспечение программы
Литература:
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду.
Средняя группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры
слова у детей. – СПб., 2000
Бородич А.М. Методика развития речи. 2-е издание. – М., 1981.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985
Карельская Е. Использование символов в работе над звуками. М., 2000.
Программа воспитания и обучения детей в детском саду. – М., 2005.
Шаховская С.Н.., Худенко Е.Д. Планы занятий логопеда в детском саду для
детей с нарушениями речи. – М., 1992.
Методическое обеспечение.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного
курса, предполагают наличие учебного логопедического кабинета. Из
дидактического обеспечения необходимо наличие индивидуальных альбомов

по количеству детей, методического пособия, индивидуальных зеркал,
цветных карандашей, индивидуальных карточек и символов звуков.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (8162) 280-654, +7 (8162) 280-655

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».