Программа - Музыка.Театр.Творчество

1

Пояснительная записка
В современном обществе резко повысился социальный престиж
интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо
больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они
значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и
сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их
интересы ограничены, а игры однообразны.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия
зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению –
это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и
действия, творчества с изобразительным искусством и музыкой.
Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной
деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие
возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир
прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность
поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с
ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству,
развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма,
чувство прекрасного.
Программа «Музыка.Театр.Творчество» разработана в соответствии с
нормативными требованиями на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа
Министерства
просвещения
Российской
Федерации «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам» от 27июля
2022 года № 629;

Постановления Главного государственного санитарного
врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи;

Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.
2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, включая разноуровневые);
с учетом:
2


Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 г. и Плана
мероприятий по ее реализации»;

Приказа
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой
модели развития
региональных систем дополнительного
образования детей»;
Программа
реализуется
в
творческом
объединении
«Музыка.Театр.Творчество»
муниципального
автономного
дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад №16
«Рябинка».
Программа работы кружка по дополнительному образованию «Музыка.
Театр. Творчество.» направлена на создание условий для активизации
театрализованной деятельности дошкольников, формирование
эстетических, познавательных и творческих способностей как
неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения. По
содержанию является художественной, по функциональному
предназначению – досуговой, по форме организации – групповой, по
времени реализации – годичной.
Новизна и актуальность программы:
Программа обучения театральному искусству детей дошкольного
возраста позволяет активизировать процесс формирования
нравственных начал у ребенка в качестве самодеятельного
исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою
очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его
духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную
позицию.
В программе систематизированы средства и методы театральноигровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата,
фантазии и воображения, овладение навыков общения, коллективного
творчества, уверенности в себе.
Создание театра своими руками является интересным нововведением в
работу кружка. Продуктивный ручной труд (изготовление своими
руками теневого, плоскостного театра, фланелеграф и др.) даёт
возможность детям взаимодействовать, расширить представления о
разновидностях театра, поставить инсценировки, мини-спектакли для
сверстников и детей более младшего возраста. Такое творчество
3

развивает и способности, и компетентности современного
дошкольника.
Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности
взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе
необходимые качества личности - все это и делает программу
актуальной на сегодняшний день.
Основной целью программы является:
Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных,
физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими
внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.
Исходя из цели программы предусматривается решение
следующих основных задач:
1.Развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания,
творческого мышления, фантазии и воображения;
2.Обучение навыков актерского мастерства и сценической речи;
3.Воспитание в детях потребность в общении и познании окружающего
мира; создание атмосферы доброжелательности в коллективе;
4. Способствовать развитию сотрудничества и сотворчества детей и
родителей через показ кукольных спектаклей и создании творческой
мастерской.
В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на
социализацию и индивидуализацию развития личности детей
дошкольного возраста.
Особенности программы
Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить
эти способности именно в дошкольном возрасте является
первоочередной задачей данной программы.
Программа направлена на развитие речи, музыкальных и артистических
способностей, а также приобщение к миру искусства.
В основе программы лежит интеграция предметов художественноэстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие
духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и
творить прекрасное.
Интегрированное обучение, использование природной музыкальности
ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности
дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить
творческие способности.
Данная программа предполагает взаимодействие с родителями,
привлекая их к изготовлению костюмов и реквизита, разучиванию
ролей, организационной помощи.
4
















Содержание программы «Музыка. Театр. Творчество» взаимосвязана с
программой Н.Сорокина «Театр, творчество, дети».
Программа «Музыка. Театр. Творчество. » включает в себя 4
основных раздела:
Основы театральной культуры;
Театральная игра;
Ритмопластика;
Культура и техника речи;
Чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого
процесса в структуре каждого занятия интегрируются все разделы
программы.
Теоретические сведения по всем разделам программы даются
непосредственно по ходу занятий, Ведущий методический прием–
метод художественной импровизации. Итогом деятельности кружка
является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие в
постановке спектаклей.
Возраст детей
В реализации программы по дополнительному образованию участвуют
дети подготовительной к школе группы, возраст 6 –7 лет.
Расписание занятий кружка строится из расчета одно занятие в неделю
и 1 год обучения.
Срок реализации программы – 1 год
Наполняемость группы выдержана в соответствии с нормами СанПин.
Ведущая форма организации – групповая.
В течение 1 месяца предусмотрено 4 занятия, которые включают в
себя:
чтение литературы, просмотр постановок и беседы по ним;
сочинение сказок, придумывание историй для постановки;
упражнения для социально-эмоционального развития детей;
игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;
упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная
гимнастика);
упражнения на развитие детской пластики;
упражнения на развитие выразительной мимики, элементы
искусства пантомимы;
театральные этюды;
подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и
инсценировок.
5



изготовление детьми театра «своими руками» для использования
в разыгрывании разнообразных сказок и инсценировок.
Формы проведения театрального кружка: рассказы, беседы,
совместный просмотр или прослушивание детского спектакля,
конкурсы, игры (драматизации, имитации, дидактические, музыкальнодвигательные, речевые), постановки спектаклей, организация отчётных
концертов, участие детей кружка в мероприятиях ДОУ, ручной
продуктивный труд «Театр своими руками»
Ожидаемые результаты
В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и
умения:
- умеют выражать свои впечатления словом, развивая речевое развитие,
обогащение словарного запаса;
- умеют выражать свои впечатления мимикой и жестом;
- развитие познавательной активности;
- овладевают навыками самостоятельно найти выразительные средства
для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест,
речевую интонацию;
- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели
игровые, песенные и танцевальные импровизации;
- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая
удовольствие от творчества;
- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев
художественной литературы;
- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.
Диагностика развития театральных способностей
детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
1. Степень проявления инициативности (обогащают сюжет, игровые
действия, фантазируют) в театрализованных играх, играх –
драматизациях.
2. Совместно со сверстниками договариваются о сюжете, создают
игровую
обстановку в том числе:
- используют ряженье;
- делают новые детали костюмов.
3. Уровень освоения игрового сюжето-сложения:
- передача знакомых сказок и историй;
- внесение изменений в знакомый сказочный сюжет;
- создание новых сюжетов.
4. Способность передать в роли:
- физическое состояние персонажа;
- систему игровых действий и отношений;
6

- настроение персонажа, эмоциональное состояние (мимику,
пантомимику, интонацию);
- характер персонажа.
5. Способность:
- назвать свою роль;
- рассказать об изображаемом событии, созданной обстановкой;
- пользоваться приёмом условного проигрывания частей сюжета
(приём
«как – будто»;
- создания разных игровых образов в играх – имитациях,
выразительной передаче их действий, физического состояния.
6. Уровень умений в театральных играх определить место для «сцены»,
подготовить декорации, разыграть спектакли разных видов театров.
Качественная характеристика уровней сформированности
театральных способностей детей старшего дошкольного возраста
Высокий уровень Дети проявляют стремление к общению.
Испытывают удовольствие от игры драматизации. В процессе
деятельности стремятся к самостоятельности, качественному
выполнения задания, поиску способов выразительного исполнения.
Правильно осознают поступки героев, их переживания, мысли, чувства.
Дети
умеют
придумывать
сюжет,
соответствующий
предложенной теме. Правильно передают диалоги действующих лиц,
раскрывают чувства героев. Диалог – выразительный, с изменением
силы голоса и интонации.
Средний уровень (15-24 баллов): Дети легко идут на контакт со
взрослым, устанавливают дружеские отношения со сверстниками.
Успешно участвуют в игре, предложенной другими детьми.
Дети знают большинство художественных произведений
программы. Могут объяснить их смысл, обращают внимание на
поступки героев, но игнорируют их внутренние переживания. Охотно
принимают участие в играх, драматизациях, но не проявляют
творческой инициативы. Речь и движения не очень выразительны, дети
нуждаются в помощи взрослого.
Низкий уровень (15 балл и ниже): Дети не умеют
сосредоточенно
воспринимать
литературное
произведение,
представленное в форме драматизации. Восприятие содержания
поверхностное, отсутствует понимание смысла произведения, нет
сопереживания героям.
Дети не способны проявить самостоятельность при исполнении
роли. Речь и движения невыразительны. Дети затрудняются в
выстраивании сюжета, не соблюдают логическую последовательность в
его изложении, диалоги персонажей отсутствуют. Текст излагается
монотонно, не меняется сила голоса, темп речи замедлен. Встречается
много остановок, пауза, повтор слов.
7

Дети положительно откликаются на участие в драматизации, но
не могут преодолеть связанные с этим трудности.
Содержание разделов дополнительной образовательной
программы
В содержание дополнительной образовательной программы кружка
«Музыка. Театр. Творчество» включены четыре основных раздела:
Основы театральной культуры - призван обеспечить условия для
овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел
включает в себя основные направления: особенности и виды
театрального искусства, театр снаружи и изнутри, рождение спектакля,
культура зрителя.
Театральная игра – направлен на развитие игрового поведения,
эстетического чувства, способности творчески относиться к любому
делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных
жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два
вида: общеразвивающие и специальные театральные игры.
Ритмопластика - включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные
обеспечить развитие естественных психомоторных способностей
дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с
окружающим миром, развитие свободы и выразительности
телодвижений.
Культура и техника речи - объединяет игры и упражнения, на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть
правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией,
логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом,
развивающие образную связную речь, творческую фантазию. Все
упражнения раздела можно разделить на 3 вида: дыхательные и
артикуляционные, дикционные и интонационные, творческие игры со
словом.
Виды
творческой
деятельности

Содержание
деятельности

Цель

Средства
обучения

Театральная
игра

Словесная игра.
Игра-терапия.
Игры на развитие
воображения.
Игры драматизации.

Способствовать
развитию навыков
общения и
взаимодействия детей
в игре.
Учить детей

Атрибуты
необходимые для
игры.

8

Игры с движениями. договариваться с
Пантомима.
партнёром,
подчиняться правилам.
Развивать фантазию
детей, логическое
мышление,
познавательный
интерес,
сообразительность.
Ритмопластика Основы актёрского
мастерства.
Самостоятельная
театральная
деятельность.
Пантомимика.
Танцевальное и
музыкальное
творчество.
Пиктограммы.

Культура и
техника речи

Игры и упражнения,
на развитие
дыхания и свободы
речевого аппарата,
Игры со словом,
развивающие
образную связную

Учить детей
имитировать
характерные действия
персонажей сказок.
Развивать умения
детей разыгрывать
сценки по знакомым
сказкам,
стихотворениям с
использованием
атрибутов, элементов
костюмов, декораций.
Способствовать
развитию слышать в
музыке разное
эмоциональное
состояние и передавать
его движениями,
жестами, мимикой.
Вызвать
эмоциональный отклик
и желание двигаться
под музыку.

Этюды М.
Чистяковой;
фонограмма,
атрибуты,
костюмы,
декорации
необходимые для
упражнений;
выбор средств из
предметного
окружению по
собственному
замыслу.

Развивать речевое
дыхание и
артикуляционный
аппарат; развивать
дикцию.
Учить пользоваться
интонациями,

Игры и
упражнения;
Скороговорки,
чистоговорки,
потешки,стихи,
мини-этюды.
Игры на пальцах.
9

Основы
театральной
культуры.

речь, творческую
фантазию.

произнося фразы
грустно, радостно,
удивлённо, сердито.
Развивать умение
строить диалоги.
Совершенствовать
навыки чёткого
произношения.

(В. Цвынтарная)

Беседы о театре, о
театральных
профессиях, о
правилах поведения
в театре; посещение
театральных
спектаклей, участие
в утренниках ДОУ

Формировать
представление детей о
театре, знакомить с его
устройством;
Познакомить с
правилами поведения в
театре;
Приобщать к
театральной культуре

Набор открыток,
фотографий
театров крупных
городов нашей
страны, литература
о театрах,
просмотр
развивающих
фильмов и
мультфильмов для
детей, презентации
и др.

Календарный учебный график
Наименование

Продолжительность
обучения по
программе

Занятий в Занятий
неделю
в месяц

Дни в
неделю

Диагностиче
ский период

По
утвержд
енному
расписа
нию

Начало и

Сентябрь – май
Всего 36 часов
1 полугодие

«Музыка.Театр.
Творчество»

с 11.09.2023 по
22.12.2023

1

4

конец
учебного
года.

(15 нед.)
2 полугодие
с 09.01.2024 по
08.05.2024
10

(17 нед.)
Общая: 32 недели
Срок обучения по программе – 1 год. Период с 11 сентября по 31 мая.
Каникулярный период: с 25 декабря по 08 января, июнь – до 2 недели
сентября (включительно).

Учебно-тематическое планирование объединения
дополнительного образования детей «Музыка. Театр.
Творчество»
№

Всего

Теория Практика

Тема

1

«Приглашение в театр»

1

0,5

0,5

2

«Театральный этикет»

1

0,5

0,5

3

«Театральная азбука»

1

0,5

0,5

4

«Театральная жизнь родного
города»

1

0,5

0,5

5-6

«Прогулка по осеннему лесу»

2

1

1

7-8

«Забавные пальчики»

2

1

1

9-10

«Театральная мастерская»

2

1

1

11

«Ах, аплодисменты!»

1

0,5

0,5

12

«Театральная викторина»

1

0,5

0,5

13

«Бродячий цирк»

1

0,5

0,5

14

«Зимние истории»

1

0,5

0,5

15

«В гостях у снежной
Королевы»

1

0,5

0,5

Формы
аттестации и
контроля

11

16

«Новогодний карнавал»

1

0,5

0,5

17

«Всё тот же театр»

1

0,5

0,5

18-19

«Пришла, Коляда!»

2

1

1

20

«Мы - артисты!»

1

0,5

0,5

21

«Заколдованный лес»

1

0,5

0,5

22

«Дружно, весело играем!»

1

0,5

0,5

23-24

«Развиваем речь»

2

1

1

25-26

«Мы умеем говорить»

2

1

1

27-28

«Путешествие в театральное
зазеркалье»

2

1

1

29-30

«Моя вообразилия»

2

1

1

31

«Путешествие с театральным
билетом»

1

0,5

0,5

32-33

«В мире музыки»

2

1

1

34

«Петрушкины забавы»

1

0,5

0,5

35-36

«Чудеса в театральной
мастерской!»

2

1

1

Содержание программы.
Сентябрь
Тема 1: «Приглашение в театр»
Цель: Дать детям представление о театре, видах театра, его значение в
жизни человека.
Теория: Рассказать детям о театре – как вид искусства, видах театра,
его значение в жизни людей и самые известные театры мира.
Практика: Просмотр развивающего фильма для детей, иллюстраций,
картинок, коммуникативные игры и песенки – приветствия: «Давайте
познакомимся», «Гости», «Улыбка», «Здравствуй друг!». Рассмотреть и
подействовать с различными видами театра.
Тема 2: «Театральный этикет»
12

Цель: Формирование у детей знаний о правилах поведения в театре.
Теория: Рассказать детям правила поведения в театре.
Практика: Просмотр развивающего фильма для детей, чтение
стихотворений о театре, обобщение материала, обыгрывание
различных ситуаций по теме занятия.
Тема 3: «Театральная азбука»
Цель: Познакомить детей с театральными профессиями.
Теория: Рассказать о профессиях людей служащие в театре.
Практика: Просмотр развивающего фильма по теме, разучивание
песенок– приветствий, малоподвижные игры - импровизации «Угадай
кто я?», «Дорожка», «Мы – артисты!».
Тема 4: «Театральная жизнь родного города »
Цель: Познакомить детей с театрами города Великий Новгород.
Теория: Рассказать детям о театрах, которые существуют в городе.
Практика: Просмотр иллюстраций Новгородских театров, афиш,
билетов и программок. Обыгрывание ситуаций: покупка билетов,
подготовительные мероприятия к походу в театр. Использование
коммуникативных игр.
Октябрь
Тема 5-6: «Прогулка по осеннему лесу»
Цель: Развивать умение детей изображать голосом и движением
обитателей леса.
Теория: Совместное обсуждение театральной профессии актёр.Чтение стихов, рассказов и сказок про природу и животных
известных русских авторов: В.В. Бианки, М.М. Пришвин, Е.И.
Чарушин, К.Д. Ушинский, Д.Н. Мамин-Сибиряк и совместное
обсуждение основной идеи в произведениях.
Практика: Разыгрывание мини-сценок по знакомым сказкам,
стихотворениям и рассказам с использованием атрибутов, элементов
костюмов, декораций и музыкального сопровождения.
Тема 7-8: «Забавные пальчики»
Цель: Побуждать детей сочинять несложные истории героев
пальчикового кукольного театра.
Теория: Обучение детей игре в пальчиковый театр.
Практика: Обыгрывание придуманной сказки. Работа над ролями
(разучивание ролей, проигрывание отдельных эпизодов).
13

Ноябрь
Тема 9-10: «Театральная мастерская».
Цель: Формировать у детей: заинтересованность к участию в
спектакле, коммуникабельность, налаживание партнёрских
взаимоотношений.
Теория: Формировать у детей навыки подготовительных мероприятий к
премьере спектакля.
Практика: Изготовление афиши к сказке, оформление мини – сцены.
Репетиция сказки пальчикового театра воспитанниками кружка для
детей раннего и младшего возраста ДОУ.
Тема 11: «Ах, аплодисменты!»
Цель: Формировать у детей навыки самоконтроля и анализа продукта
своей деятельности.
Теория: Совместное обсуждение премьеры постановки.
Практика: Коммуникативные игры на формирование позитивных
взаимоотношений в группе сверстников, к другим людям и позитивнооценочного отношения к своей деятельности «Ласковое эхо», «Бусы
дружбы», «Фраза по кругу», «Что мы делаем не скажем».
Тема 12: «Театральная викторина»
Цель: Обобщить знания о театре.
Теория: Вспомнить и закрепить знания по пройденному материалу.
Практика: Проведение викторины: вопросы, загадки, иллюстрации,
картинки, кроссворд, видиоинформация.
Результат деятельности кружка
Ноябрь - показ сказки пальчикового театра воспитанниками кружка
для детей раннего и младшего возраста ДОУ.
Декабрь
Тема 13: «Бродячий цирк»
Цель: Формировать у детей навыки перевоплощения,
пантомимические способности детей. Самостоятельно подбирать
движения и способы действия для передачи образа.
Теория: Расширять знания о цирке и театре зверей. Рассказать детям о
значении мимики, жестов, передачи различных чувств артистами,
героями спектаклей.
Практика: Пантомимические музыкальные этюды, упражнения с
элементами костюмирования, игры-перевопрощение: «Зарядка для
14

зверей», «Звериная дискотека», «Цирковые собачки», «Пони», «Моя
лошадка», «Дрессированный мишка»
Тема 14: «Зимние истории»
Цель: Развивать речь ребёнка в сочетании с творческими
проявлениями: фантазия, подражательные навыки, импровизация.
Теория: Учить детей сочетать движения и речь, определённый
голосовой диапазон при проговаривании стихотворения, истории,
рассказа, пересказа.
Практика: Беседа о зиме, чтение стихов, просмотр зимней музыкальной
зарисовки. Этюд «Белые снежинки», «Метелица», «Первый снег», игры
с движением, игры-перевоплощения.
Тема 15: «В гостях у снежной Королевы»
Цель: Развивать у детей умение пользоваться мимикой и жестами.
Теория: Рассказать детям о важной эмоционально-двигательной
составляющей любого театрального действия – мимика и жесты.
Формировать навыки работы с воображаемыми предметами. Развивать
мелкую моторику рук в сочетании с речью. Воспитывать желание
активно участвовать в театрализованной игре.
Практика: Пиктограммы «Эмоции», мини-сценки, задание развитие
мимики лица, различие жестов, игры-драматизации, пальчиковые
песенки.
Тема 16: «Новогодний карнавал»
Цель: Развивать умение детей самостоятельно организовать
деятельность, проявляя свои навыки и умения пройденного материала
Новогодней направленности.
Теория: Познакомить детей с профессией режиссёр.
Практика: Игры-забавы, чтение стихотворений посвящённые
Новогодним праздникам, музыкальные зарисовки, «повторяшки»,
исполнение зимнего песенного материала и танцевального по показу
детей.
Январь
Тема 17: «Всё тот же театр»
Цель: Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его
отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки,
литературы), отметить его синтетический характер, коллективность
творчества.
Теория: Знакомство с русскими народными традициями и обрядами.
Святки.
15

Практика: Музыкально-игровой, песенный и плясовой народный
материал.
Тема 18- 19: «Пришла, Коляда!»
Цель: Формировать представление о русском фольклоре, прививать
любовь к народному музыкальному творчеству.
Теория: Знакомство с колядками.
Практика: Разучивание колядок, музыкально-игрового, песенного и
плясового материала.
Тема 20: «Мы – артисты!»
Цель: Формировать у детей: заинтересованность к участию в
спектакле, коммуникабельность, налаживание партнёрских
взаимоотношений.
Теория: Формировать у детей навыки подготовительных мероприятий к
премьере спектакля.
Практика: Изготовление афиши к представлению, оформление мини –
сцены.
Репетиция колядок.
Результат деятельности кружка
Январь – фольклорное музыкально-игровое представление для детей
ДОУ старшего и дошкольного возраста «Пришла, Коляда!».
Февраль
Тема 21: «Заколдованный лес»
Цель: Развивать умение и творческие проявления детей передавать в
свободных музыкально-пластических импровизациях характер и
настроение музыкальных произведений.
Теория: Привлечь внимание детей к разнообразию музыки
посвящённая природе, звукам природы – естественным и
музыкальным.
Практика: муз. этюды, пластические упражнения, музыкальные минизарисовки, озвучивание музыки нетрадиционными и детскими
элементарными музыкальными инструментами.
Тема 22: «Дружно весело играем»
Цель: Развивать коммуникативные способности детей. Воспитывать у
детей желание принимать активное участие в театрализованных играх.
Теория: Познакомить детей с основами актёрского мастерства (речь,
образ, эмоции)
16

Практика: Различные варианты речевых и коммуникативных игр,
малоподвижные игры, этюды-перевоплощения, театрализованные игры
по выбору детей
Тема 23-24: «Развиваем речь»
Цель: Развивать у детей интонационную выразительность,
диалогическую и монологическую связную речь речи,
артикуляционный аппарат.
Теория: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Учить
произносить фразы разными интонациями (грустно, радостно, сердито,
удивленно). Развивать фантазию и память, способность работать с
воображаемыми предметами. Воспитывать умение эмоционально и
выразительно общаться.
Практика: Скороговорки, чистоговорки, игры-диалоги, дыхательная
гимнастика, чтение и инсценирование стихотворений и прозы.
Март
Тема 25-26: «Мы учимся говорить»
Цель: Формировать у детей умения передавать интонационную
выразительность речи, темп и тембр речи, модуляцию голоса.
Теория: Рассказать детям о строении голосового аппарата, о
возрастных особенностях, профилактики заболеваний.
Практика: Песенки-приветствия, игры на пальцах В. Цвынтарной,
дыхательная гимнастика, мини-сценки, диалоги, чистоговорки,
скороговорки, упражнения.
Тема 27-28: «Путешествие в театральное зазеркалье»
Цель: Вызвать интерес у детей к освоению и использованию
нетрадиционных способах кукловождения.
Теория: Рассказать о нетрадиционных жанрах кукольных
представлений изготовленные «своими руками».
Практика: Знакомство с техниками кукловождения различных видов
театра по выбору детей (театр ложек, конусный, теневой театр и др.)
Рассмотреть и подействовать по выбору детей.
Апрель
Тема 29-30: «Моя вообразилия»
Цель: Продолжать развивать навыки импровизации, пантомимики,
творческой инициативы, воображения и фантазии.
Теория: Познакомить детей с термином – юмор, сатира. Рассказать о
творчестве детских юмористических поэтов.
17

Практика: Чтение стихов Б. Заходера, Г. Остера. Совместное
обсуждение юмористического сюжета и идеи стихотворений.
Обыгрывание понравившихся стихотворений с музыкальным
сопровождением, атрибутами, реквизитом и элементами
костюмирования.
Тема 31: «Путешествие с театральным билетом»
Цель: Побуждать детей к желанию посещать театры своего города,
театральный кружок ДОУ, быть соучастников театрализованного
представления, спектакля или постановки.
Теория: Совершенствовать знания детей о театре. Воспитывать
культуру артиста и культуру поведения зрителя.
Практика: КВН
Тема 32: «В мире музыки»
Цель: Познакомить детей с разнообразием театрально-музыкальных
жанров. Развивать умение детей исполнять музыкально-театральный
материал по показу взрослого или ребёнка.
Теория: Знакомство с жанрами музыкального театра (опера, балет,
мюзикл). Практика: Просмотр фрагментов оперы, балета и мюзиклов в
детском и взрослом самодеятельном и профессиональном исполнении.
Просмотр видиозаписей фрагментов данных жанров творчества детей
ДОУ. Рассматривание иллюстраций, картинок. Музыкальный материал
по выбору детей и предложенный индивидуально. Разучивание и
инсценирование песен.
Май
Тема 33: «В мире музыки» - Продолжение темы
Цель: Познакомить детей с разнообразием театрально-музыкальных
жанров. Развивать умение детей исполнять музыкально-театральный
материал по показу взрослого или ребёнка.
Теория: Знакомство с жанрами музыкального театра (опера, балет,
мюзикл). Практика: Просмотр фрагментов оперы, балета и мюзиклов в
детском и взрослом профессиональном исполнении. А, также просмотр
видиозаписей фрагментов данных жанров творчества детей ДОУ.
Рассматривание иллюстраций, картинок. Музыкальный материал по
выбору детей и предложенный индивидуально. Разучивание и
инсценирование песен.
Тема 34: «Петрушкины забавы»
Цель: Познакомить детей с народным театром «театр Петрушки».
Теория: Рассказать детям об одном из видов народного театра – «театр
Петрушки». Привлечь внимание детей к народному кукольному театру.
18

Практика: Рассмотреть и подействовать данной игрушкой.
Разгадывание народных загадок, пение частушек, потешек, игра в
народные игры.
Тема 35-36: «Чудеса в творческой мастерской».
Цель: Формировать у детей: заинтересованность к участию в
спектакле, коммуникабельность, налаживание партнёрских
взаимоотношений.
Теория: Формировать у детей навыки подготовительных мероприятий к
премьере спектакля.
Практика: Изготовление афиши к сказке, оформление мини – сцены.
Создание театра «своими руками» ( фланелеграф, плоскостной
настольный театр и др по выбору детей) Репетиция сказки
воспитанниками кружка для детей раннего и младшего возраста ДОУ.

Методическое и материально-техническое обеспечение
программы
1.Различные виды театра;
2. Ширмы, композиции;
3. Оснашение сцены;
4. Столы, стулья;
5. ИКТ;
6. Развивающие фильмы и познавательные презентации для детей
данного возраста.
7. Мольберт;
8. Музыкальные инструменты;
9. Музыкальная картотека и фонотека;
10. Атрибуты для ряжения, элементы костюмировния, костюмы;
11. Книги сказок, стихов и рассказов детских писателей и поэтов;
12. Картинки, иллюстрации к сказкам, стихотворениям;
13. Картотека этюдов – книга М. Чистяковой «Психогимнастика»;
14. Картинки с изображением различных видов жестов, эмоций,
мимики – пиктограммы.
15. Картотека игр на различные эмоциональные состояния;
16. Необходимые материалы и инструменты для продуктивной
творческой деятельности.
Используемая литература –
Для педагогов
19

Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет
/Игровые технологии/. – М.: Творческий центр, 2005.
2.
Буренина, И.А. От игры до спектакля. – М.: Просвещение, 1985.
3.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте
/психологический очерк/ – 2-е издание. – М., 1967.
4.
Доронова, Т.И. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2005.
5.
Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества /Пособие
для воспитателей детского сада/. – М., 1985.
6.
Комарова, Т.С. Дети в мире творчества /Книга для педагогов
дошкольных учреждений/. – М.: Мнемозина, 1999.
7.
Махнёва, М.Д. Театральные занятия в детском саду /Пособие для
работников дошкольных учреждений/. – М.: Творческий Центр, 2001.
8.
Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников /Пособие для
работников детских дошкольных учреждений/. – М.: Аркти, 2000.
9.
Петрова, Т.Н. Театрализованные игры в детском саду /. Т.Н
Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2000.
10.
Поляк, Л. Театр сказок. – СПб., 2001.
11.
Прохорова, С.П. Театрализованные игры для дошкольников. –
М., 1988.
12.
Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр /Пособие для
воспитателей/. – М.: Аркти, 2002.
13.
Сорокина, Н.Ф. Программа «Театр – творчество – дети».
14.
Сорокина, Н.Д. Сценарии театрализованных кукольных занятий.
– М.: Аркти, 2004.
15.
Фёдорова, Г.П. На золотом крыльце сидели. – СПб.: ДетствоПресс, 2000.
16.
Чистякова, М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1999.
1.

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (8162) 280-654, +7 (8162) 280-655

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».