Программа - Изобразительная деятельностьв детском саду для детей среднего возраста

Пояснительная записка
Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру представляет собой
целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими
качествами предметов и явлений действительности. В развитие
эстетического отношения ребёнка входит его эмоциональный отклик на
прекрасное ,добрые чувства, его творческая деятельность, посильное
стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к
оценке красивых, гармоничных сочетаний красок.
Программа «Изобразительная деятельность в детском саду для детей
младшего возраста» разработана в соответствии с нормативными
требованиями на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
от 27июля 2022 года № 629;

Постановления Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи;

Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, включая разноуровневые);
с учетом:

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 г. и Плана мероприятий
по ее реализации»;

Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;

Программа реализуется в творческом объединении «Изобразительная
деятельность в детском саду для детей среднего возраста» муниципального
автономного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад
№16 «Рябинка».
Направленность программы «Изобразительная деятельность в детском саду
для детей среднего возраста» по содержанию является художественно –
эстетической, по функциональному предназначению – досуговой, по форме
организации – групповой, по времени реализации – годичной.
Актуальность программы обусловлена тем, что обучение различным видам
художественной деятельности дарит впоследствии детям радость
творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на
протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного
развития личности. Произведения искусства несут радость познания,
открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным.
Педагогическая целесообразность программы «Изобразительная
деятельность в детском саду для детей среднего возраста » объясняется тем,
что начиная с дошкольного возраста нужно выстраивать модель
эстетического отношения детей к окружающему миру.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его
жизни. И тогда уже на пороге школы он будет более избирателен в выборе
красивого, будет иметь на этот счет свои собственные суждения и сам,
исходя из своих возможностей, будет «творить» красивое, чтобы удивить,
восхитить, поразить нас, взрослых своим умением.
Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для развития творческого потенциала детей
среднего дошкольного возраста и их потребностям самореализации
средствами изобразительной деятельности.
Задачи:
В лепке педагог поддерживает у детей интерес к созданию объёмных
фигурок, рельефных изображений, простых композиций из глины,
пластилина, солёного теста; знакомит с обобщёнными способами лепки;
обогащает замыслы в процессе восприятия скульптуры, народной игрушки,
мелкой пластики, благодаря чему дети
 увлечённо экспериментируют с пластическим материалом, расширяя
опыт его преобразования и создания различных фигурок и
композиций;

 заинтересованно и целенаправленно обследуют предмет (зрительно и
тактильно), выделяют обобщённую форму и выбирают рациональный
способ формообразования;
 понимают взаимосвязь между характером движений руки и
получаемой формой, самостоятельно применяют в лепке освоенные
способы и приёмы;
 стремятся к более точному изображению, осваивают разные способы
соединения частей в целое.
В рисовании педагог поддерживает интерес детей к творческому освоению
изобразительных материалов и художественных инструментов; знакомит с
новыми способами рисования, предлагает для декоративного оформления
рукотворные игрушки из глины, солёного теста, бумаги, картона;
воспитывает самостоятельность, инициативность, уверенность благодаря
чему дети:
 с интересом создают образы и простые сюжеты, уверенно передают
основные признаки изображаемых объектов, самостоятельно находят
композиционное решение с учётом замысла, а также размера и формы
листа бумаги; создают геометрические и растительные орнаменты на
полосе, квадрате, прямоугольнике, фигурном силуэте; украшают
узорами плоскостные и объёмные изделия;
 уверенно и свободно используют освоенные изобразительно –
выразительные средства для создания сюжетных и орнаментальных
композиций с учётом особенностей художественного пространства;
увлечённо экспериментируют с художественными материалами и
инструментами;
 обследуют и более точно передают форму объектов через
обрисовывающий жест.
В аппликации педагог расширяет представления детей о возможности этого
вида деятельности, сочетающего особенности изобразительного и
декоративно – прикладного искусства; знакомит с историей и спецификой
«бумажного фольклора», увлекает техникой «коллажирование»; развивает
способность к цветовосприятию и композиции в результате чего дети:
* создают различные композиции: предметные, сюжетные,
абстрактные, декоративные, из готовых и/или самостоятельно
созданных форм; составляют аппликации из природного материала,
наклеек, фантиков кусочков ткани и т.д.
* Начинают пользоваться ножницами как художественным
инструментом, соблюдая правила техники безопасности, осваивают
навыки прямолинейного и криволинейного вырезания простейших
форм из тонкой бумаги;

Отличительной особенностью программы «Изобразительная деятельность в
детском саду для детей среднего возраста» является то, что она
адаптирована к условиям образовательного процесса детей среднего
дошкольного возраста. Особое внимание уделено созданию условий для
проявления детской самостоятельности. При организации практических
занятий по программе педагоги используют разнообразный материал,
включая бросовый и природный. Все занятия содержательны и
взаимосвязаны между собой, что даёт возможность реализовать задачу
художественно – творческого развития детей.
Срок реализации программы «Изобразительная деятельность в детском саду
для детей среднего возраста» - 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 20 минут и
наполняемостью в соответствии с нормами СанПин и возрастными
особенностями детей.
Ведущая форма организации – групповая.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- развитие навыков и умений в рисовании, лепке, аппликации;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно – творческого
развития детей 4 – 5 лет
К 5 годам ребёнок активно, уверенно, с интересом изображает знакомые
объекты и явления, самостоятельно находит и воплощает в рисунке,
коллаже, фигурке простые сюжеты на темы окружающей жизни,
художественной литературы, мультфильмов, передавая при этом своё
отношение к окружающему миру.
Высокий уровень – в рисовании, лепке, аппликации, а также в процессе
художественного труда и конструирования ребёнок создаёт оригинальные,
эмоционально выразительные образы и выражает своё отношение к ним;
создаёт сюжеты, разнообразные по тематике и содержанию; с увлечением
знакомится с разными видами изобразительного и декоративно –
прикладного искусства; даёт эстетические оценки воспринимаемому в
природе, искусстве и в быту.
Средний уровень - ребёнок интересуется изобразительным и декоративно –
прикладным искусством, выражает своё отношение вербально и
доступными изобразительно – выразительными средствами; владеет
практическими навыками в разных видах изобразительной деятельности, но
испытывает затруднения при самостоятельном выборе замысла, разработке
сюжета, часто следует образцу; охотно включается в коллективную

деятельность , но не охотно выступает инициатором; обращается за
помощью к взрослому и сверстникам.
Низкий уровень - ребёнок не проявляет заметного интереса к
изобразительному искусству; вовлекается в рисование. Лепку, аппликацию
лишь по приглашению взрослого; мотивирует свою пассивность
«неумением» «нежеланием»; не выражает своё отношение к её процессу и
результату; создаёт схематичное изображение по образцу, копируя чужие
рисунки и повторяя свои без особых изменений.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
организация выставки рисунков, поделок, коллективного творчества
педагогов и воспитанников. Для родителей воспитанников проводятся
открытые занятия.
Календарный учебный график
Наименование

Продолжительн Занятий в Занятий
Дни в Диагностиче
ость обучения
неделю
в месяц неделю ский период
по программе
Сентябрь – май
Всего 64 часа
По
Начало и
утвержд
конец
1 полугодие
с 11.09.2023 по
енному
учебного
«Изобразительн
22.12.2023
2
8
расписа
года.
ая деятельность
(15 нед.)
нию
в детском саду
2 полугодие
для детей
с 09.01.2024 по
среднего
08.05.2024
возраста»
(17 нед.)
Общая: 32
недели
Срок обучения по программе – 1 год. Период с 11 сентября по 31 мая.
Каникулярный период: с 25 декабря по 08 января, июнь – до 2 недели
сентября (включительно).

Учебно – тематическое планирование объединения дополнительного
образования детей
«Изобразительная деятельность в детском саду для детей среднего
возраста»
№
п/п

Тема

Количество часов Всего
Теория Практика часов

Формы
аттестации и

контроля
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Картинки для наших шкафчиков
Посмотрим в окошко
Вот поезд наш едет колёса
стучат
Поезд мчится «тук-тук-тук»
Цветочная клумба
Жуки на цветочной клумбе
Ушастые пирамидки
Цветной домик
Петя – петушок, золотой
гребешок
Храбрый петушок
Листопад и звездопад
Золотые подсолнухи
Вот какой у нас арбуз
Яблоко спелое, красное, сладкое
Мухомор
«Кисть рябинки, гроздь
калинки»
Во саду ли в огороде
Тучи по небу бежали
«Вот ёжик – ни головы, ни
ножек»
Мышь и воробей
Заюшкин огород
Зайка серенький стал беленьким
О чём мечтает сибирский кот
Полосатый коврик для кота
Перчатки и котятки
Морозные узоры
Снегурочка танцует
Дед Мороз принёс подарки
Праздничная ёлочка
Наша ёлочка
Снежная баба - франтиха
Снеговики в шапочках и
шарфиках
Сонюшки - пеленашки
Кто – кто в рукавичке живёт

0,5
0,5
0,5

0,5

1

0,5
0,5

1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

Два жадных медвежонка
Вкусный сыр для медвежат
Прилетайте в гости
Как розовые яблоки на ветках
снегири
Избушка ледяная и лубяная
Мышка и мишка
Весёлые вертолёты
Быстрокрылые самолёты
Сова и синица
Храбрый мышонок
Цветы - сердечки
Весёлые матрёшки
Чайный сервиз для игрушек
Красивые салфетки
Филимоновские игрушки свистульки
Курочка и петушок
Сосульки на крыше
Воробьи в лужах
Живые облака
Кошка с воздушными шариками
Звёзды и кометы
Ракеты и кометы
По реке плывёт кораблик
Мышонок - моряк
Наш аквариум
Рыбки играют, рыбки сверкают
Радуга – дуга, не давай дождя
У солнышка в гостях
Путаница
Муха - цокотуха

Содержание программы

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тема 1: «Картинки для наших шкафчиков»
Определение замысла в соответсвии с назначением рисунка (картинка для
шкафчика). Самостоятельное творчество – рисование предметных картинок
и оформление рамочками.
Тема 2: «Посмотрим в окошко»
Рисование простых сюжетов по замыслу. Выявление уровня развития
графических умений и композиционных способностей.
Тема 3: «Вот поезд наш едет колёса стучат»
Создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков. Освоение
способа деления бруска пластилина стекой на одинаковые части.
Тема 4: «Поезд мчится тук-тук-тук»
Знакомство с ножницами и освоение техники резания по прямой –
разрезание бумажного прямоугольника на узкие полоски.
Тема 5: «Цветочная клумба»
Составление полихромного цветка из 2-3 бумажных форм, подбор красивого
цветосочетания. Освоение приёма оформления цветка: надрезание края
бахромой.
Тема 6: «Жуки на цветочной клумбе»
Лепка жуков конструктивным способом с передачей строения (туловище,
голова, 6 ножек). Закрепление способа лепки полусферы.
Тема 7: «Ушастые пирамидки»
Лепка многоцветной пирамидки из дисков разной величины с верхушкой в
виде головы медвежонка, зайчонка, котёнка. Планирование работы.
Тема 8: «Цветной домик»
Разрезание («на глаз») широких полосок на квадраты или прямоугольники.
Деление квадрата по диагонали на 2 треугольника.
Тема 9: «Петя – петушок, золотой гребешок»
Создание выразительного образа петушка из пластилина и природного
материала. Экспериментирование с художественными материалами.
Тема 10: «Храбрый петушок»
Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники
овладения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя
общие сочетания силуэта.
Тема 11: «Листопад и звездопад»
Создание красивых композиций из природного материала на бархатной
основе. Знакомство с явлением контраста.

Тема 12: «Золотые подсолнухи»
Создание композиций из разных материалов. Формирование аппликативных
умений в приложении к творческой задаче. Развитие чувства ритма и
композиции.
Тема 13: «Вот какой у нас арбуз»
Лепка ломтей арбуза – моделирование частей по размеру и форме,
вкрапление настоящих арбузных семечек или лепка из пластилина
рациональным способом.
Тема 14: «Яблоко – спелое, красное, сладкое»
Рисование многоцветного яблока гуашевыми красками и половинки яблока
цветными карандашами или фломастерами.
Тема 15: «Мухомор»
Лепка мухомора конструктивным способом из 4 частей (шляпка, ножка,
«юбочка», полянка). Изготовление крапин для шляпки.
Тема 16: «Кисть рябинки, гроздь калинки»
Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное
сочетание художественных материалов, инструментов и техник.
Тема 17: «Во саду ли, в огороде» (грядка с капустой и морковкой)
Создание композиций из вылепленных овощей на «грядках» - брусках
пластилина. Освоение нового способа – сворачивание «ленты» в розан
(вилок капусты)
Тема 18: «Тучи по небу бежали»
Знакомство с техникой аппликативной мозаики: разрезание узких полосок
бумаги синего, серого, голубого и белого цвета на кусочки и наклеивание в
пределах нарисованного контура – дождевой тучи.
Тема 19: «Вот ёжик – ни головы, ни ножек»
Лепка ёжика с передачей характерных особенностей внешнего вида.
Экспериментирование с художественными материалами для изображения
колючей «шубки».
Тема 20: «Мышь и воробей»
Создание простых графических сюжетов по мотивам сказок. Понимание
обобщённого способа изображения разных животных.
Тема 21: «Заюшкин огород»

Аппликативное изображение овощей: разрезание прямоугольника по
диагонали и закругление уголков (две морковки); обрывная и накладная
аппликации (капуста)
Тема 22: «Зайка серенький стал беленьким»
Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на
зимнюю – наклеивание бумажного силуэта серого цвета и раскрашивание
белой гуашевой краской.
Тема 23: «О чем мечтает сибирский кот»
Создание пластической композиции: лепка спящей кошки конструктивным
способом и размещение её на «батарее» - куске пластилина.
Тема 24: «Полосатый коврик для кота»
Составление красивых ковриков из полосок и квадратиков, чередующихся
по цвету. Освоение нового способа – резание бумаги по линиям сгиба.
Тема 25: «Перчатки и котятки»
Изображение и оформление «перчаток» (или рукавичек) по своим ладошкам
– правой и левой. Формирование графических умений – обведение кисти
руки с удерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги.
Создание орнамента (узор на перчатках).
Тема 26: «Морозные узоры» (зимнее окошко)
Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения.
Экспериментирование с красками для получения разных оттенков голубого
цвета. Свободное, творческое применение разных декоративных элементов
(точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия,
прямая линия).
Тема 27: «Снегурочка танцует»
Лепка Снегурочки в длинной шубке (из конуса). Скрепление частей
(туловища и головы) с помощью валика, свёрнутого в кольцо, - «пушистого
воротника». Передача несложного движения лепной фигурки путём
небольшого изменения положения рук (разведены в стороны, вытянуты
вперёд или поднята вверх), будто Снегурочка танцует.
Тема 28: «Дед Мороз принёс подарки»
Лепка фигуры человека на основе конуса (в длинной шубе).
Самостоятельный выбор приёмов лепки для передачи характерных
особенностей Деда Мороза (длинная борода, высокий воротник на шубе,
большой мешок с подарками). Моделирование мешка из плоской формы
(лепёшки) путём преобразования в объёмную.
Тема 29: «Праздничная ёлочка»

Аппликативное изображение ёлочки из треугольников, полученных из
квадратов путём разрезания их пополам по диагонали. Украшение ёлок
декоративными элементами (сочетание аппликативной техники с
рисованием ватными палочками). Создание красивых новогодних открыток
в подарок.
Тема 30: «Наша ёлочка»
Рисование новогодней ёлки гуашевыми красками с передачей особенностей
её строения и размещения в пространстве. Выбор конкретных приёмов
работыв зависимости от общей формы художественного объекта (рисование
ёлки на основе аппликативного треугольника для контроля длины веток).
Тема 31: «Снежная баба – франтиха»
Создание выразительных лепных образов конструктивным способом.
Понимание взаимосвязи между пластической формой и способом лепки.
Планирование работы: обсуждение замыслов, деление материала на нужное
количество частей разной величины, последовательная лепка деталей.
Тема 32: «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов
декоративного оформления комплектов зимней одежды.. Развитие
глазомера, чувства цвета, формы, пропорций.
Тема 33: «Сонюшки – пеленашки»
Создание оригинальных композиций в спичечных коробках – лепка
пеленашек в колыбельках. Лепка фигурок спящих игрушек (миниатюр) на
основе валика с закруглёнными концами. Знакомство с видом народной
куклы – пеленашкой. Формирование интереса к экспериментированию с
художественными материалами.
Тема 34: «Кто – кто в рукавичке живёт»
Создание интереса к иллюстрированию знакомых сказок доступными
изобразительно – выразительными средствами. Рисование по содержанию
литературного произведения. Передача в рисунке характера и настроения
героев. Освоение приёмов передачи сюжета: выделение главного – крупное
изображение по центру на переднем плане; передача как смысловых, так и
пропорциональных соотношений между объектами.
Тема 35: «Два жадных медвежонка»
Учить детей лепить медвежат конструктивным способом и разыгрывать
сюжет по мотивам сказки. Синхронизировать движения обеих рук.
Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.
Тема 36: «Вкусный сыр для медвежат»

Вызвать интерес к обыгрыванию сказочной ситуации деления сыра на части.
Учить детей делить бумажный круг пополам. Показать приёмы оформления
сыра дырочками. Формировать представление о целом и его части.
Тема 37: «Прилетайте в гости»
Лепка птиц конструктивным способом из 4 – 5 частей, разных по форме и
размеру, с использованием дополнительных материалов (спички для ножек,
бисер для глазок, семечки для клювиков). Получение выразительного цвета
путём смешивания двух исходных цветов.
Тема 38: «Как розовые яблоки на ветках снегири»
Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции.
Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы – строения тела и
окраски.
Тема 39: «Избушка ледяная и лубяная»
Создание на одной аппликативной основе (стена – большой квадрат, крыша
– треугольник, окно – маленький квадрат) разных образов сказочных
избушек – лубяной для зайчика и ледяной для лисы.
Тема 40: «Мышка и мишка»
Самостоятельный отбор содержания рисунка. Решение творческой задачи:
изображение контрастных по размеру образов (мишки и мышки) с
передачей взаимоотношений между ними. Получение серого цвета для
рисования мышки.
Тема 41: «Весёлые вертолёты»
Лепка вертолётов конструктивным способом из разных по форме и размеру
деталей. Уточнение представления о строении и способе передвижения
вертолёта.
Тема 42: «Быстрокрылые самолёты»
Изображение самолёта из бумажных деталей разной формы и размера
(прямоугольников, полосок). Видоизменение деталей: срезание, загибание и
отгибание уголков, разрезание прямоугольника пополам поперёк и по
диагонали.
Тема 43: «Сова и синица»
Лепка пар выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз.
Освоение рельефной лепки. Самостоятельный выбор средств
художественной выразительности.
Тема: 44 «Храбрый мышонок»

Передача сюжета литературного произведения: создание композиции,
включающей героя – храброго мышонка – и препятствия, которые он
преодолевает.
Тема 45: «Цветы – сердечки»
Создание рельефных картин в подарок мамам и бабушкам. Поиск вариантов
изображения цветов с элементами – сердечками.
Тема 46: «Весёлые матрёшки»
Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки
с натуры с передачей формы , пропорций и элементов оформления
«одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание
интереса к народной культуре.
Тема 47: «Чайный сервиз для игрушек»
Лепка посуды конструктивным способом (каждый ребёнок лепит чайную
пару). Создание коллективной композиции (чайного сервиза для игрушек).
Формировать навыки сотрудничества и сотворчества.
Тема 48: «Красивые салфетки»
Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное
сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии
прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы
салфетки.
Тема 49: «Филимоновские игрушки – свистульки»
Знакомство с филимоновской игрушкой как видом народно – прикладного
искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.
Формирование представления о ремесле игрушечных дел мастеров.
Тема 50: «Курочка и петушок»
Создание условий для творчества детей по мотивам филимоновской
игрушки. Уточнение представления о характерных элементах декора и
цветосочетания.
Тема 51: «Сосульки на крыше»
Изображение сосулек разными аппликативными техникам и создание
композиций «Сосульки на крыше дома». Резание ножницами с
регулированием длины разрезов. Освоение способа вырезывания сосулек из
бумаги, сложенной гармошкой.
Тема 52: «Воробьи в лужах»
Вырезание круга (лужа, туловище воробья) способом последовательного
закругления 4 уголков квадрата. Обогащение аппликативной техники.

Тема 53: «Живые облака»
Изображение облаков, по форме похожих на знакомые предметы или
явления. Освоение обрывной техники аппликации. Развитие воображения.
Тема 54: «Кошка с воздушными шариками» (по мотивам Д.Хариса)
Рисование простых сюжетов по мотивам литературно произведения.
Свободный выбор изобразительно – выразительных средств, для передачи
характера и настроения персонажа.
Тема 55: «Звёзды и кометы»
Создание рельефной картины со звёздами, созвездиями и кометами.
Самостоятельный поиск средств и приёмов изображения (скручивание и
свивание удлинённых жгутиков для хвоста кометы, наложение одного
цветового фона на другой).
Тема 56: «Ракеты и кометы»
Создание аппликативных картин на космическую тему. Освоение
рационального способа деления квадрата на 3 треугольника (один большой
для носа ракеты и два маленьких для крыльев) . Совершенствование
обрывной техники.
Тема 57: «По реке плывёт кораблик» (по мотивам Д.Хармса)
Лепка корабликов из бруска пластилина: отрезание стекой лишнего (уголки
для образования носа) и достраивание недостающего (палуба, мачта, труба).
Сравнение способов лепки и конструирования.
Тема 58: «Мышонок – моряк»
Вырезание и наклеивание разных корабликов. Самостоятельное
комбинирование освоенных приёмов аппликации: срезание уголков для
получениякорпуса корабля, разрезание прямоугольника или квадрата по
диагонали для получения паруса.
Тема 59: «Наш аквариум»
Активизация применения разных приёмов лепки для создания красивых
водных растений и декоративных рыбок. Поиск выразительно –
изобразительных средств.
Тема 60: «Рыбки играют, рыбки сверкают»
Изображение рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов,
треугольников). Развитие комбинаторных и композиционных умений.
Тема 61: «Радуга – дуга, не давай дождя»
Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых
природных явлениях разными изобразительно – выразительными
средствами. Создание интереса к изображению радуги. Формирование

элементарных представлений по цветоведению (последовательность
цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели).
Развитие чувства цвета. Воспитание эстетического отношения к природе.
Тема 62: «У солнышка в гостях»
Рисование простых сюжетов по мотивам сказок. Закрепление техники
вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Понимание
обобщённого способа изображения разных животных (цыплёнок и утёнок) в
аппликации и рисовании – на основе двух кругов или овалов разной
величины (туловище и голова). Развитие способности к формообразованию.
Тема 63: «Путаница»
Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального
содержания и соответствующих изобразительно – выразительных средств.
Освоение нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками,
отпечатки разных предметов, кляксография). Развитие творческого
воображения и чувства юмора. Воспитание творчества, самостоятельности,
уверенности, инициативы.
Тема 64: «Муха – цокотуха»
Создание сюжетной пластической композиции по мотивам литературного
произведения «Муха – цокотуха». Лепка насекомых в движении с передачей
характерных особенностей строения и окраски. Сочетание разных
материалов для изображения мелких деталей. Формирование
коммуникативных навыков. Синхронизация движений обеих рук в процессе
создания скульптурного образа. Воспитание интереса к живой природе.
Методическое обеспечение:
Пластилин разного цвета
Глина
Солёное тесто
Клеёнки
Салфетки бумажные
Мячи разного цвета и размера
Листы бумаги для рисования разного размера
Гуашь
Акварельные краски
Кисти разного размера
Ёмкости для воды
Клей
Клеевые кисточки
Клеящие карандаши
Цветная бумага
Цветной картон

Фломастеры
Цветные карандаши
Ватные палочки
Ватные диски
Штампики
Природный материал
Бросовый материал
Плакаты, иллюстрации, тематические картинки
Персонажи кукольного спектакля
Филимоновские игрушки
Методический материал для пальчиковых игр подготовлен по разработкам
логопеда Т.Ю.Бардышевой
Список литературы для педагога
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя
группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации.
Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду». Экопластика.
Аранжировки и скульптуры из природного материала.
Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности».
Учебное пособие.
Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования». Интегрированные
занятия в ДОУ.
Список литературы для обучающихся
Стихотворения В.Шипуновой «Картинки на шкафчиках» , «Паровозик»,
«Ушастые пирамидки», «Кирпичи и кубики», «Вышел Петя погулять»,
«Утро на ферме», «Подсолнух», «Арбуз», Грибная полянка», «Ёжик – ёжик,
где ты был?», «О чём мечтает сибирский кот?», «Ледяная птица»,
«Снегурочка танцует», «С новым годом», «Новогодний стих», «Модный
снеговик», «Сонюшки – баюшки», «Храбрый мышонок»«Бумажный
самолётик», «Матрёшки – модницы», «Чаепитие», «Хозяюшки»,
«Сосулька», «Ледяные превращения», «Солнечные воробышки», «Облако
поймали», «Мышонок в лодочке», «Наш аквариум»
Рассказы Д.Габе «Окно», «Моя семья»
Стихотворение З.Джаббарадзе «Поезд»
Стихотворение Б.Заходера «Строители»
Рассказы К.Д.Ушинского «Петушок с семьёй», «Васька»
Стихотворение Е.Трутневой «Листопад»
Стихотворение В.А.Левина «Чудеса в авоське»
Стихотворение З.Александровой «Арбуз»
Стихотворение Д.Хармса «Кораблик»
Стихотворение Я.Акима «Яблоко»

Стихотворение Е.Михайленко «Кисть рябинки, гроздь калинки», «Снежная
баба – франтиха»
Стихотворение Л. Мезинова «Кукла Фёкла»
Сказка Т.Ворониной «Про зайку»
Стихотворение С.Есенина «В ожидании зимы»
Стихотворение В.Стоянова «Кошка»
Стихотворение Р.Кудашевой «Ёлка»
Стихотворение С.Чёрного «Ёлочка»
Стихотворение В.Набокова «Зима»
Стихотворение А.Блока «Зима»
Стихотворение Е.Благининой «Голодно, холодно»
Стихотворение Р.Бухараева «Кормушка»
Стихотворение В.Берестова «Сова и синица»
Стихотворение В.Шуграевой «»Маме»
Стихи А.Венгера
Сказки А.С.Пушкина
Русский народный фольклор
Фольклор народов мира


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (8162) 280-654, +7 (8162) 280-655

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».