Программа - Изобразительная деятельность в детском саду для детей старшего возраста

Пояснительная записка
Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру представляет собой
целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими
качествами предметов и явлений действительности. В развитие эстетического
отношения ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное ,добрые
чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию
окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных
сочетаний красок.
Программа «Изобразительная деятельность в детском саду для детей старшего
возраста» разработана в соответствии с нормативными требованиями на основе:
 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от
27июля 2022 года № 629;
 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи;
 Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. №
09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ, включая
разноуровневые);
с учетом:
 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 г. и Плана мероприятий по ее реализации»;
 Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;

Программа реализуется в творческом объединении «Изобразительная
деятельность в детском саду для детей старшего возраста» муниципального

автономного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад
№16 «Рябинка».
Направленность программы «Изобразительная деятельность для детей старшего
дошкольного возраста» по содержанию является художественно –
эстетической, по функциональному предназначению – досуговой, по форме
организации – групповой, по времени реализации – годичной.
Разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и
развития детей старшего дошкольного возраста И.А.Лыковой «Цветные
ладошки»
Актуальность программы обусловлена тем, что обучение различным видам
художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества,
формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей
жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.
Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства
наслаждения прекрасным.
Педагогическая целесообразность программы «Изобразительная деятельность в
детском саду для детей старшего возраста» объясняется тем, что начиная с
дошкольного возраста нужно выстраивать модель эстетического отношения
детей к окружающему миру.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни.
И тогда, уже на пороге школы, он будет более избирателен в выборе красивого,
будет иметь на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих
возможностей, будет «творить» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить
нас, взрослых своим умением.
Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для развития творческого потенциала детей старшего
дошкольного возраста и их потребностям самореализации средствами
изобразительной деятельности.
Задачи в рисовании:
 Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками (смешивать
краски, чтобы получить новые цвета и оттенки, легко, уверенно
пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в
декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или
концом);
 Учить рисовать акварельными красками, показать возможность цветового
решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков;
 Познакомить с приёмами рисования простым карандашом, пастелью,
цветными мелками, углём, сангиной.
Задачи в лепке:

 Учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между
пластической формой и способом лепки;
 Совершенствовать изобразительную технику – продолжать освоение
рельефной лепки, скульптурного способа или лепки из целого куска путём
вытягивания и моделирования частей;
 Показать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения,
предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа.
Задачи в аппликации
 Показать новые способы создания образов: симметричное вырезание из
сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных
предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или изображаемому
контуру для изображения несимметричных предметов;
 Накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный
прорезной декор для изготовления ажурных изделий;
 В коллективной работе создавать орнаментальные аппликации;
Отличительной особенностью программы «Изобразительная деятельность в
детском саду для детей старшего возраста» является то, что она адаптирована к
условиям образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста.
Особое внимание уделено созданию условий для проявления детской
самостоятельности. При организации практических занятий по программе
педагоги используют разнообразный материал, включая бросовый и природный.
Все занятия содержательны и взаимосвязаны между собой, что даёт
возможность реализовать задачу художественно – творческого развития детей.
Срок реализации программы «Изобразительная деятельность в детском саду для
детей старшего дошкольного возраста» - 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут и
наполняемостью в соответствии с нормами СанПин и возрастными
особенностями детей.
Ведущая форма организации – групповая.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- развитие навыков и умений в рисовании, лепке, аппликации;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно – творческого
развития детей 5 – 6 лет
Высокий уровень - дети способны создавать художественные образы, используя
различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний
о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к
творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют
техническими навыками.

Средний уровень - в изобразительной деятельности отмечается стереотипность
образов. Дети недостаточно самостоятельны при выборе средств
выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже
недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют
техническими навыками.
Низкий уровень - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений.
Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы,
слабое владение техническими навыками.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
организация выставки рисунков, поделок, коллективного творчества педагогов
и воспитанников. Для родителей воспитанников проводятся открытые занятия.
Календарный учебный график
Наименование

Продолжительн
ость обучения
по программе
Сентябрь – май
Всего 64 часа
1 полугодие
с 11.09.2023 по
«Изобразительн
22.12.2023
ая деятельность
(15 нед.)
в детском саду
2 полугодие
для детей
с 09.01.2024 по
старшего
08.05.2024
возраста»
(17 нед.)
Общая: 32
недели

Занятий в
неделю

2

Занятий
в месяц

8

Дни в
неделю

Диагностиче
ский период

По
утвержд
енному
расписа
нию

Начало и
конец
учебного
года.

Срок обучения по программе – 1 год. Период с 11 сентября по 31 мая.
Каникулярный период: с 25 декабря по 08 января, июнь – до 2 недели сентября
(включительно).
Учебно – тематическое планирование объединения дополнительного
образования детей
«Изобразительная деятельность в детском саду для детей старшего
дошкольного возраста»
№

Тема

Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации и
контроля

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Весёлые портреты
Весёлое лето
Наши любимые игрушки
Лето красное прошло
Наш город
Деревья в нашем парке
Наш пруд
Кошки на окошке
Осенний натюрморт
Загадки с грядки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Листочки на окошке
Осенний листья
Кто под дождиком промок
Цветные зонтики
Лошадки
Нарядные лошадки
Косматый мишка
Золотая хохлома и золотой лес
Зайчишки – трусишка и храбришка
Лиса – кумушка и лисонька голубушка
Жила – была конфета
Чудесные превращения кляксы
Ничего себе картина, ничего себе
жара
Нарядные пальчики
Снежный кролик
Белая берёза под моим окном
Звёздочки танцуют
Снегири и яблочки
Ёлочки - красавицы
Звонкие колокольчики

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

Начинается январь, открываем
календарь
Где – то на белом свете
Заснеженный дом
Зимние забавы
На арене цирка
Весёлый клоун
Муравьишки в муравейнике
Фантастические цветы

1

0,5

0,5

1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Итоговое
занятие

Итоговое
занятие

Итоговое
занятие

39
40

Банка варенья для Карлсона
Папин портрет

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

Кружка для папы
Милой мамочки портрет
Весенний букет
Солнышко, покажись
Солнышко нарядись
Дедушка Мазай и зайцы
Башмак в луже
А водица далеко, а ведёрко велико
Водоноски - франтихи
Весенний ковёр

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

51
52
53

Весеннее небо
По морям, по волнам
Ветер по морю гуляет и кораблик
подгоняет
Морская азбука
Стайка дельфинов
Обезьянки на пальмах
Заморский натюрморт
Превращения камешков
Чудесные раковины
Наш аквариум
Зелёный май
Мы на луг ходили, мы лужок лепили
Радуга - дуга
Нарядные бабочки

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
Ито
го

Итоговое
занятие

Итоговое
занятие

Итоговое
занятие

64

Содержание программы
Тема 1: «Весёлые портреты»
Вырезание овала (лица) из бумаги, сложенной вдвое, оформление причёски
обрывной аппликацией.
Тема 2: «Весёлое лето»
Рисование простых сюжетов с передачей движений, взаимодействий и
отношений между персонажами.
Тема 3: «Наши любимые игрушки»
Лепка игрушек из 5 – 8 частей разной формы и величины конструктивным
способом с передачей характерных особенностей.

Тема 4: «Лето красное прошло»
Создание беспредметных (абстрактных) композиций, составление летней
цветовой палитры.
Тема 5: «Наш город»
Вырезание домов из бумаги, сложенной дважды пополам, составление
панорамыс частичным наложением элементов.
Тема 6: «Деревья в нашем парке»
Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных
особенностей строения ствола и кроны.
Тема 7: «Наш пруд»
Освоение скульптурного способа лепки, развитие чувства формы и пропорций.
Тема 8: «Кошки на окошке»
Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и
декоративными занавесками разной формы.
Тема 9: «Осенний натюрморт»
Лепка фруктов из солёного теста, создание объёмных композиций, знакомство с
натюрмортом.
Тема 10: «Загадки с грядки»
Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении,
развитие воображения.
Тема 11: «Листочки на окошке»
Сочетание аппликативных техник, создание коллективной композиции из
вырезанных листочков для интерьера группы.
Тема 12: «Осенние листья»
Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и
колорит – акварельными красками.
Тема 13: «Кто под дождиком промок»
Лепка из цилиндров однородных фигурок, различающихся по величине,
составление сюжетной композиции.
Тема 14: «Цветные зонтики»
Вырезание купола зонтика приёмом закругления уголков у квадрата или
прямоугольника, оформление края «зубчиками» и «маковками».
Тема 15: «Лошадки»

Лепка лошадки из цилиндра (приёмом надрезания с двух сторон) по мотивам
дымковской игрушки.
Тема 16: «Нарядные лошадки»
Декоративное оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской
игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).
Тема 17: «Косматый мишка»
Лепка медведя в стилистике богородской игрушки (скульптурным способом с
проработкой поверхности стекой для передачи фактуры)
Тема 18: «Золотая хохлома и золотой лес»
Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных
элементов (трава, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.
Тема 19: «Зайчишки – трусишка и храбришка»
Иллюстрирование знакомых сказок, создание контрастных по характеру образов
одного героя, поиск средств выразительности.
Тема 20: «Лиса – кумушка и лисонька – голубушка»
Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по
характеру образов одного героя, поиск средств выразительности.
Тема 21: «Жила – была конфета»
Развитие композиционных умений: передача пропорциональных соотношений и
поиск гармоничного расположения предметов.
Тема 22: «Чудесные превращения кляксы»
Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами,
оживление необычных форм.
Тема 23: «Ничего себе картина, ничего себе жара»
Создание фантазийных композиций по содержанию шутки – небылицы,
развитие воображения и чувства юмора.
Тема 24: «Нарядные пальчики»
Изготовление персонажей для пальчикового театра, активизация симметричного
способа в аппликации из бумаги и ткани.
Тема 25: «Снежный кролик»
Лепка выразительных образов конструктивным способом с повышение качества
приёмов отделки, планирование работы.
Тема 26: «Белая берёза под моим окном»

Изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам лирического
стихотворения, гармоничное сочетание разных изобразительных техник.
Тема 27: «Звёздочки танцуют»
Вырезание звёздочек из красивых фантиков и фольги, сложенных дважды по
диагонали, освоение прорезного декора.
Тема 28: «Снегири и яблочки»
Моделирование птиц из ваты и бумаги, изготовление игрушек – подвесок для
новогодней ёлки.
Тема 29: «Ёлочки – красавицы»
Изготовление поздравительных открыток – самоделок с сюрпризом.
Тема 30: «Звонкие колокольчики»
Создание объёмных полых поделок из солёного теста и декоративное
оформление по замыслу.
Тема 31: «Начинается январь, открываем календарь»
Составление гармоничных цветовых композиций, передающих впечатления о
разных временах года.
Тема 32: «Где – то на белом свете»
Создание сюжетной композиции из фигурок, выполненных на основе
треугольника и дополненных свободными техниками (обрывание, сминание).
Тема 33: «Заснеженный дом»
Создание выразительного образа заснеженного дома, творческое применение
разных техник аппликации (симметричная, обрывная, накладная)
Тема 34: «Зимние забавы»
Составление коллективной сюжетной композиции из фигурок, вылепленных на
основе цилиндра надрезанием стекой.
Тема 35: «На арене цирка»
Уточнение и активизация способа лепки в стилистике народной игрушки – из
цилиндра (валика), согнутого дугой и надрезанного с двух концов.
Тема 36: «Весёлый клоун
Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме – в
движении и передачей мимики.
Тема 37: «Муравьишки в муравейнике»
Знакомство с новой техникой папье – маше (лепка из бумажной массы),
развитие мелкой моторики.

Тема 38: «Фантастические цветы»
Рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений, освоение
приёмов видоизменения и декорирования лепестков и венчиков.
Тема 39: «Банка варенья для Карлсона»
Составление оригинальных композиций из однородных элементов на силуэтах
банок разной формы.
Тема 40: «Папин портрет»
Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего
вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата,
дяди).
Тема 41: «Кружка для папы»
Изготовление подарков мужчинам своими руками, лепка кружки с вензелем или
орнаментом конструктивным способом.
Тема 42: «Милой мамочки портрет»
Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего
вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, сестры,
тёти)
Тема 43: «Весенний букет»
Вырезание цветов (тюльпанов) и листьев из бумажных квадратов и
прямоугольников, сложенных пополам, декорирование цветка разными
приёмами.
Тема 44: «Солнышко, покажись»
Создание солнечных (рельефных) образов пластическим средствами по мотивам
декоративно – прикладного искусства.
Тема 45: «Солнышко, нарядись»
Рисование солнышка по мотивам декоративно – прикладного искусства и
книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам).
Тема 46: «Дедушка Мазай и зайцы»
Составление коллективной сюжетной композиции из вылепленных фигурок с
передачей взаимоотношений между ними по литературному сюжету.
Тема 47: «Башмак в луже»
Вырезание двойных силуэтов парных предметов (сапоги, туфли, башмаки) и
составление композиции с отражением в «луже»
Тема 48: «А водица далеко, а ведёрко велико»

Создание разных изображений на основе одной формы (сарафан и ведро из
трапеций) , построение простого сюжета по содержанию потешки
аппликативными средствами. Учить изображать куклу в сарафане.
Тема 49: «Водоноски – франтихи»
Декоративное оформление вылепленных фигурок по мотивам дымковской
игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями, штрихами).
Тема 50: «Весенний ковёр»
Лепка коврика из жгутиков разного цвета способом простого переплетения,
поиск аналогий между разными видами народного искусства.
Тема 51: «Весеннее небо»
Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными
художественными материалами, рисование неба способом цветовой растяжки
«по мокрому».
Тема 52: «По морям, по волнам»
Создание корабликов из бумаги, самостоятельное комбинирование приёмов
силуэтной и рельефной аппликации (передача движения).
Тема 53: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»
Знакомство с новым приёмом рельефной лепки – цветовой растяжкой (вода,
небо), колористическое решение темы и усиление эмоциональной
выразительности.
Тема 54: «Морская азбука»
Изготовление коллективной азбуки на морскую тему, рисование морских
растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита.
Тема 55: «Стайка дельфинов»
Самостоятельное творческое отражение представлений о морских животных
разными изобразительно – выразительными средствами (симметричные
силуэты)
Тема 56: «Обезьянки на пальмах»
Составление сюжетных композиций из разных элементов (пальма и
обезьянки).Моделирование фигуры юрких быстрых животных в движении.
Тема 57: «Заморский натюрморт»
Совершенствование техники вырезания округлых форм из бумаги, сложенной
вдвое, развитие чувства формы и композиции (создание натюрморта).
Тема 58: «Превращения камешков»

Создание художественных образов на основе природных форм (камешков).
Освоение разных приёмов рисования на камешках различной формы.
Тема 59: «Чудесные раковины»
Лепка плоских и объёмных раковин разными способами, расплющивание
исходной формы (шар, конус) и её видоизменение (трансформация).
Тема 60: «Наш аквариум»
Составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов (кругов,
овалов, треугольников), активизация способов вырезания кругов и овалов.
Тема 61: «Зелёный май»
Экспериментальное освоение цвета, развитие творческого воображения, чувства
цвета и композиции, расширение весенней палитры.
Тема 62: «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»
Лепка луговых растений и насекомых по выбору с передачей характерных
особенностей их строения и окраски, придание поделкам устойчивости.
Тема 63: «Радуга – дуга»
Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных
явлениях разными изобразительно – выразительными средствами.
Тема 64: «Нарядные бабочки»
Вырезание силуэтов бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников,
сложенных пополам и оформление по своему желанию.
Пластилин разного цвета
Глина
Солёное тесто
Клеёнки
Салфетки бумажные
Мячи разного цвета и размера
Листы бумаги для рисования разного размера
Гуашь
Акварельные краски
Кисти разного размера
Ёмкости для воды
Клей
Клеевые кисточки
Клеящие карандаши
Цветная бумага
Цветной картон
Фломастеры

Цветные карандаши
Ватные палочки
Ватные диски
Штампики
Природный материал
Бросовый материал
Плакаты, иллюстрации, тематические картинки
Персонажи кукольного спектакля
Филимоновские игрушки
Хохломская роспись
Список литературы для педагога
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», старшая группа.
Планирование, конспекты, методические рекомендации.
Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду». Экопластика.
Аранжировки и скульптуры из природного материала.
Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности».
Учебное пособие.
Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования». Интегрированные
занятия в ДОУ.
Список литературы для обучающихся
Сказка Н.Носова «Незнайка в солнечном городе»
Стихотворение О.Высотской «Детский сад», «Снежный кролик»
Стихотворения Е.Стеквашовой «Почему я не такой», «Карандаш»
Стихотворения Г.Лагздынь «Что за диво», «Стихи про игрушки», «Праздничная
осень», «Дождливый разговор», «Шорох осени», «Что случилось?», «Снегопад»,
«Клоун», «Мой папа военный», «Дедушкина кружка», «Без мамы», «Тюльпан»,
«Весна»
Стихотворение М.Пляцковског о «Имя»
Стихотворения И.Токмаковой «О деревьях»
Рассказы К.Д.Ушинского «Уточки», «Васька», «Лошадка», «Учёный медведь»,
«Жалобы зайки», «Лиса Патрикеевна»
Стихотворение Э.Мошковской «Наш город»
Стихотворение В.Набокова «Кто выйдет поутру?»
Стихотворение Е.Трутневой «Листопад»
Рассказ Г.Снегирёва «Медвежонок»
Стихотворение В.Набокова «Берёзы»
Стихотворение Ю.Мориц «Жила – была конфета»
Стихотворение Д.Чиарди «О том, кто получился из кляксы»
Небылицы В.Шипуновой «Ничего себе жара», «Пикник снеговиков», «Цирк»
Стихотворение С.Есенина «Белая берёза», «Пороша»
Стихотворение В.Татаринова «Дед Мороз»
Стихотворение З.Александровой «Снежок», «Ёлочка»

Стихотворение И.Сурикова «Зима»
Стихотворение А.Блока «Ветхая избушка»
Стихотворение А.Фета «Мама, глянь – кА из окошка»
Стихотворение Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Русский народный фольклор
Фольклор народов мира


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (8162) 280-654, +7 (8162) 280-655

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».