Программа - Изобразительная деятельность в детском саду для детей подготовительной к школе группы

Пояснительная записка
Художественная деятельность - специфическая детская активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот
почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа
и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных
ступенях дошкольного детства. В эстетическом развитии детей центральной
является способность к восприятию художественного произведения и
самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается
оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью,
подвижностью.
Программа «Изобразительная деятельность в детском саду для детей
подготовительной к школе группы» разработана в соответствии с
нормативными требованиями на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
от 27июля 2022 года № 629;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи;

Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ, включая разноуровневые);
с учетом:

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 г. и Плана мероприятий по
ее реализации»;

Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;

Программа реализуется в творческом объединении «Изобразительная
деятельность в детском саду для детей подготовительной к школе группе»
муниципального автономного дошкольного общеобразовательного
учреждения «Детский сад №16 «Рябинка».
Направленность программы «Изобразительная деятельность для детей
подготовительной к школе группе» по содержанию является художественно
й, по функциональному предназначению – досуговой, по форме организации
– групповой, по времени реализации – годичной.
Разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и
развития детей подготовительной к школе группе И.А.Лыковой «Цветные
ладошки»
Актуальность программы обусловлена тем, что обучение различным видам
художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества,
формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей
жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.
Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают
чувства наслаждения прекрасным.
Педагогическая целесообразность программы «Изобразительная
деятельность в детском саду для детей подготовительной к школе группы»
объясняется тем, что начиная с дошкольного возраста нужно выстраивать
модель эстетического отношения детей к окружающему миру.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его
жизни. И тогда, уже на пороге школы, он будет более избирателен в выборе
красивого, будет иметь на этот счет свои собственные суждения и сам,
исходя из своих возможностей, будет «творить» красивое, чтобы удивить,
восхитить, поразить нас, взрослых своим умением.
Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для развития творческого потенциала детей
подготовительной к школе группе и их потребностям самореализации
средствами изобразительной деятельности.
Задачи в рисовании: совершенствовать технику рисования гуашевыми и
акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные
краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно
выбирать художественные материалы для создания выразительного образа
(для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для
декоративного панно -гуашь, для предварительных набросков или эскизов уголь или простой карандаш);
Задачи в лепке: побуждать детей создавать динамичные выразительные
образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая
тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (глина, пластилин,

солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный,
конструктивный, модульный, рельефный, папье-маше), приёмы
декорирования образа;
Задачи в аппликации: инициировать самостоятельный выбор детьми разных
способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или
сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное,
силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник);
совершенствовать содержание и технику прорезного декора (новогодние
игрушки и украшения, эмблемы, символы, гербы, экслибрисы), познакомить
с ленточным способом вырезания для получения многофигурных
симметричных изображений (зайчики пляшут, хоровод ёлочек, грибная
полянка); показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по
диагонали (снежинки, цветы, звёздочки); познакомить с новыми видами
аппликации из ткани, природного материала (осенних листьев, цветочных
лепестков, семян, соломки, бересты).
Отличительной особенностью программы «Изобразительная деятельность в
детском саду для детей подготовительной к школе группе» является то, что
она адаптирована к условиям образовательного процесса детей данного
возраста. Особое внимание уделено созданию условий для проявления
детской самостоятельности. При организации практических занятий по
программе педагоги используют разнообразный материал, включая бросовый
и природный. Все занятия содержательны и взаимосвязаны между собой, что
даёт возможность реализовать задачу художественно – творческого развития
детей.
Срок реализации программы «Изобразительная деятельность в детском саду
для детей подготовительной к школе группе» - 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут и
наполняемостью в соответствии с нормами СанПин и возрастными
особенностями детей.
Ведущая форма организации – групповая.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- развитие навыков и умений в рисовании, лепке, аппликации;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно – творческого
развития детей 6-7 лет
Высокий уровень - дети способны создавать художественные образы,
используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный
объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован

интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения,
свободно владеют техническими навыками.
Средний уровень - в изобразительной деятельности отмечается
стереотипность образов. Дети недостаточно самостоятельны при выборе
средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже
недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют
техническими навыками.
Низкий уровень - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений.
Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не
сформированы, слабое владение техническими навыками.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются организация выставки рисунков, поделок, коллективного творчества
педагогов и воспитанников. Для родителей воспитанников проводятся
открытые занятия.
Календарный учебный график

Наименование

Продолжительн
ость обучения
по программе

Занятий в
неделю

Занятий
в месяц

Дни в
неделю

Диагностиче
ский период

Начало и

8

По
утвержд
енному
расписа
нию

Сентябрь – май
Всего 64 часа
1 полугодие
с 11.09.2023 по
22.12.2023

«Изобразительн
ая деятельность
(15 нед.)
в детском саду
2 полугодие
для детей
подготовительн с 09.01.2024 по
08.05.2024
ой к школе
группы»
(17 нед.)

2

конец
учебного
года.

Общая: 32
недели
Срок обучения по программе – 1 год. Период с 11 сентября по 31 мая.
Каникулярный период: с 25 декабря по 08 января, июнь – до 2 недели
сентября (включительно).

Учебно – тематическое планирование объединения дополнительного
образования детей «Изобразительная деятельность в детском саду для
детей подготовительной к школе группе»
№

Тема

Всего

Теория

Практика

1

Картинки на песке

1

0,5

0,5

2

Бабочки-красавицы

1

0,5

0,5

3

Улетает наше лето

1

0,5

0,5

4

Наша клумба

1

0,5

0,5

5

Чудесная мозаика

1

0,5

0,5

6

Спортивный праздник

1

0,5

0,5

7

Веселые качели

1

0,5

0,5

8

Азбука в картинках

1

0,5

0,5

9

Грибное лукошко

1

0,5

0,5

10

Осенний натюрморт

1

0,5

0,5

11

Фрукты – овощи

1

0,5

0,5

12

Лес – точно терем расписной

1

0,5

0,5

13

Кудрявые деревья

1

0,5

0,5

14

Кто живет в лесу?

1

0,5

0,5

15

Летят перелетные птицы

1

0,5

0,5

16

Отважные парашютисты

1

0,5

0,5

17

Такие разные зонтики

1

0,5

0,5

18

Рюкзачок с кармашками

1

0,5

0,5

19

Туристы в горах

1

0,5

0,5

20

Там – сосны высокие

1

0,5

0,5

21

Орлы на горных кручах

1

0,5

0,5

22

Разговорчивый родник

1

0,5

0,5

Формы
аттестации и
контроля

Итоговое
занятие

Итоговое
занятие

23

Пугало огородное

1

0,5

0,5

24

Морозные узоры

1

0,5

0,5

25

Зимние превращения Пугала

1

0,5

0,5

26

Шляпы, короны и кокошники

1

0,5

0,5

27

Дремлет лес под сказку сна

1

0,5

0,5

28

Ёлкины игрушки-мишки,
шишки и хлопушки

1

0,5

0,5

29

Цветные снежинки

1

0,5

0,5

30

Новогодние игрушки

1

0,5

0,5

31

Избушка на курьих ножках

1

0,5

0,5

32

Нарядный индюк

1

0,5

0,5

33

Перо Жар-птицы

1

0,5

0,5

34

Лягушонка в коробчонке

1

0,5

0,5

35

Домик с трубой и сказочный
домик

1

0,5

0,5

36

У лукоморья дуб зеленый

1

0,5

0,5

37

На дне морском

1

0,5

0,5

38

Рыбки играют, рыбки сверкают

1

0,5

0,5

39

Морские коньки играют в
прятки

1

0,5

0,5

40

Загорелые человечки на пляже

1

0,5

0,5

41

Белый медведь и северное
сияние

1

0,5

0,5

42

Карандашница в подарок папе

1

0,5

0,5

43

Как мой папа спал ,когда был
маленьким

1

0,5

0,5

44

Я с папой

1

0,5

0,5

45

Конфетница для мамочки

1

0,5

0,5

46

Салфетка под конфетницу

1

0,5

0,5

47

Мы с мамой улыбаемся

1

0,5

0,5

Итоговое
занятие

Итоговое
занятие

48

Чудо-цветок

1

0,5

0,5

49

Букет цветов

1

0,5

0,5

50

Золотой петушок

1

0,5

0,5

51

Чудо-писанки

1

0,5

0,5

52

Голуби на черепичной крыше

1

0,5

0,5

53

День и ночь

1

0,5

0,5

54

Звезды и кометы

1

0,5

0,5

55

В далеком космосе

1

0,5

0,5

56

Летающие тарелки и
пришельцы из космоса

1

0,5

0,5

57

Покорители космоса – наши
космонавты

1

0,5

0,5

58

Весенняя гроза

1

0,5

0,5

59

Мы на луг ходили, мы лужок
лепили

1

0,5

0,5

60

Дерево жизни

1

0,5

0,5

61

Лягушонок и водяная лилия

1

0,5

0,5

62

Пластилиновый спектакль

1

0,5

0,5

63

Цветочные вазы и корзины

1

0,5

0,5

64

Букет с папоротником и
солнечными зайчиками

1

0,5

0,5

Итог
о

Итоговое
занятие

Итоговое
занятие

64

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1: «Картинки на песке»
Создание аппликации из песка на листе картона.
Тема 2: «Бабочки красавицы»
Создание аппликации с использованием пластилина, бархатной бумаги,
пуговиц и бисера.
Тема 3: «Улетает наше лето»

Рисование карандашами и фломастерами по замыслу.
Тема 4: «Наша клумба»
Вырезание цветов из сложенного по диагонали квадрата. Коллективная
аппликация.
Тема 5: «Чудесная мозаика»
Создание аппликации из полосок бумаги и конфетти, с элементами
рисования.
Тема 6: «Спортивный праздник»
Сюжетная лепка из пластилина человека в движении.
Тема 7: «Веселые качели»
Рисование сюжетное по замыслу с использованием гуашевых красок и
фломастеров.
Тема 8: «Азбука в картинках»
Рельефная лепка букв из пластилина. Коллективная работа.
Тема 9: «Грибное лукошко»
Лепка грибов из пластилина по замыслу.
Тема 10: «Осенний натюрморт»
Создание аппликации из вырезанных различными способами силуэтов
фруктов и ягод.
Тема 11: «Фрукты – овощи»
Лепка из пластилина или соленого теста. Получение готового образа путем
смешивания нескольких цветов.
Тема 12: «Лес, точно терем расписной»
Создание обрывной аппликации из цветной бумаги с элементами рисования.
Тема 13: «Кудрявые деревья»
Создание аппликации из фактурной бумаги. Симметричное вырезание.
Тема 14: «Кто живет в лесу?»
Лепка животных из пластилина по замыслу. Коллективная аппликация.
Тема 15: «Летят перелетные птицы»
Создание коллективной аппликации с элементами рисования.
Тема 16: «Отважные парашютисты»
Создание образа из пластилина. Коллективная работа.

Тема 17: «Такие разные зонтики»
Декоративное рисование цв.карандашами и фломастерами, с элементами
письма.
Тема 18: «Рюкзачок с кармашками»
Создание предметной аппликации из различных материалов.
Тема 19: «Туристы в горах»
Сюжетная лепка из пластилина, создание образа человека.
Тема 20: «Там – сосны высокие»
Создание коллективной композиции путем ленточной аппликации.
Тема 21: «Орлы на горных кручах»
Лепка из пластилина, создание коллективной композиции.
Тема 22: «Разговорчивый родник»
Рисование новым художественным материалом – пастелью, знакомство с
новым приемом работы.
Тема 23: «Пугало огородное»
Предметная лепка из пластилина с элементами конструирования.
Тема 24: «Морозные узоры»
Декоративное рисование гуашевыми красками по мотивам кружевоплетения.
Тема 25: «Шляпы, короны и кокошники»
Создание аппликации из различных материалов (бумага, ткань, кружево и пр)
с элементами дизайна.
Тема 26: «Зимние превращения пугало»
Лепка из пластилина с элементами конструирования.
Тема 27: «Дремлет лес под сказку сна»
Рисование гуашевыми красками по замыслу с элементами аппликации.
Тема 28: «Елочные игрушки – шишки, мишки и хлопушки»
Лепка из соленого теста, создание образов животных, игрушек, бытовых
предметов.
Тема 29: «Цветочные снежинки»
Создание аппликации из фантиков с элементами конструирования.
Тема 30: «Новогодние игрушки»

Создание объемной игрушки из цветной бумаги.
Тема 31: «Избушка на курьих ножках»
Создание аппликации по замыслу из фактурной бумаги и салфеток.
Тема 32: «Нарядный индюк»
Декоративная лепка из глины по мотивам народной пластики.
Тема 33: «Перо Жар-птицы»
Создание аппликации с элементами рисования и письма.
Тема 34: «Лягушонок в коробчонке»
Лепка из пластилина. Создание миниатюры в спичечном коробке.
Тема 35: «Домик с трубой и сказочный домик»
Создание фантазийного образа путем аппликации.
Тема 36: «У лукоморья дуб зеленый»
Сюжетная лепка из пластилина, с создание коллективной композиции.
Тема 37: «На дне морском»
Сюжетная лепка из соленого теста по представлению.
Тема 38: «Рыбки играют, рыбки сверкают»
Декоративное рисование гуашевыми красками с элементами аппликации и
письма.
Тема 39: «Морские коньки играют в прятки»
Создание аппликации из различных материалов по выбору.
Тема 40: «Загорелые человечки на пляже»
Сюжетная лепка из пластилина, создание коллективной комрозиции.
Тема 41: «Белый медведь и северное сияние»
Рисование пастелью с элементами аппликации.
Тема 42: «Карандашница в подарок папе»
Предметна лепка из пластилина, моделирование формы изделия на основе
готовой формы.
Тема 43: «Как мой папа спал, когда был маленьким»
Создание сюжетной аппликации из бумаги и ткани.
Тема 44: Конфетница для мамочки»
Модульная лепка из колец, использование в работе глину и пластилин.

Тема 45: «Я с папой»
Рисование портрета акварельными класками.
Тема 46: «салфетка под конфетницу»
Создании декоративной аппликации, знакомство с новым приемом
оформления – прорезной декор.
Тема 47: «Мы с мамой улыбаемся»
Рисование по представлению гуашевыми красками, создание парного
портрета.
Тема 48: «Чудо – цветок»
Создание декоративных цветов из пластилина, освоение техники рельефной
лепки.
Тема 49: «Букет цветов»
Рисование акварелью цветов с натуры.
Тема 50: «Золотой петушок»
Рисование гуашью по мотивам литературного произведения.
Тема 51: «Чудо-писанки»
Беседа с детьми о декоративно прикладном искусстве.
Тема 52: «Голуби на черепичной крыше»
Создание силуэтной аппликации ленточным способом.
Тема 53: «День и ночь»
Рисование гуашевыми красками, используя контрастные цвета.
Тема 54: «Звезды и кометы»
Создание аппликации из цветной бумаги, ткани и фольги.
Тема 55: «В далеком космосе»
Рельефная лепка из пластилина, создание панорамы.
Тема 56: «Летающие тарелки и пришельцы из космоса»
Создание фантастических образов используя технику по выбору.
Тема 57: «Портреты космонавтов»
Сюжетная лепка из пластилина, создание образа человека.
Тема 58: «Весенняя гроза»
Рисование акварелью по замыслу используя принцип ассиметрии.

Тема 59: «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»
Сюжетная лепка из пластилина, создание коллективной композиции.
Тема 60: «Дерево Жизни»
Рельефная лепка из соленого теста.
Тема 61: «Лягушонок и водяная лилия»
Создание сюжетной аппликации из различных художественных материалов.
Тема 62: «Пластилиновый спектакль»
Лепка фигурок и декораций для пластилинового спектакля.
Тема 63: «Цветочные вазы и корзинки»
Аранжировка из цветов и плодов.
Тема 64: «Букет с папоротником и солнечными зайчиками»
Создание аппликации из бумаги по представлению или с натуры.
Методическое обеспечение:
Пластилин разного цвета
Глина
Солёное тесто
Клеёнки
Салфетки бумажные
Мячи разного цвета и размера
Листы бумаги для рисования разного размера
Гуашь
Акварельные краски
Кисти разного размера
Ёмкости для воды
Клей
Клеевые кисточки
Клеящие карандаши
Цветная бумага
Цветной картон

Фломастеры
Цветные карандаши
Ватные палочки
Ватные диски
Штампики
Природный материал
Бросовый материал
Плакаты, иллюстрации, тематические картинки
Персонажи кукольного спектакля
Филимоновские игрушки
Хохломская роспись
Список литературы для педагога
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», старшая
группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации.
Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду». Экопластика.
Аранжировки и скульптуры из природного материала.
Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности».
Учебное пособие.
Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования». Интегрированные
занятия в ДОУ.
Список литературы для обучающихся
Стихотворение В.Шипуновой «Ладошки», «Портрет бабочки».
Стихотворение Н. Саконской «Метро»
Расказ Г.Лагздынь «Про девочку Олю и про алфавит»
Стихотворения А.С Пушкина на осеннюю тему
Стихотворение И Бунина «Листопад»
Стихотворение И.Бунина «За окном»
Стихотворение А.Фета «Ласточки пропали..»
Стихотворение В.Шипуновой «Плывут к земле парашюты»
Стихотворение В.Маяковского «Кем быть» (отрывок)

Стихотворение В.Шипуновой «Один замечательный зонтик», «Рюкзак с
кармашками»
Рассказ К.Д.Ушинского «Горная страна», «Горный вулкан»
Сказка Г.М.Цыферовой «Пугало»
Стихотворение И.Бунина «На окне, серебряном от инея»
Стихотворение В. Набокова «Перо»
Отрывок из сказки «Царевна-лягушка»
Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
Стихотворение В Шипуновой «Раковина-жемчужина»
Стихотворение А.Фета «Рыбка»
Стихотворение И.Бунина «Северное иоре»
Отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Казачья колыбельная»
Стихотворение Ф.Тютчева «Весенние воды», «Весенняя гроза»
Стихотворение Г.Р.Лагздынь «Весна», «над горами, над лесами…»,
«Космонавт»
Отрывок из стихотворения С.Есенина «Звезды»
Стихотворение Г.Галиной « Веселый бал»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (8162) 280-654, +7 (8162) 280-655

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».