Дополнительная общеобразовательная программа

1

«Согласовано»

« Утверждаю»

На педагогическом совете

Заведующий

Е.С.Морозова

Протокол №1 от 31.08.2023г.

Дополнительная общеобразовательная
программа МАДОУ №16 «Рябинка»

2

СОДЕРЖАНИЕ
дополнительной общеобразовательной программы
МАДОУ №16 «Рябинка»
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
12.
13.
14.
15.

Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи Программы
1.3 Принципы и подходы к реализации Программы
1.4 Значимые характеристики
1.5 Планируемые результаты освоения Программы
1.6 Ожидаемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности
2.2 Художественное направление
2.3 Социально-гуманитарное направление
2.4 Физкультурно-спортивная направленность
3. Организационный раздел
3.1 Организационно-педагогические условия реализации
Программы
3.2 Материально- техническое обеспечение Программы
3.3 Методическая литература

3

стр.
3-7
3
4
4
5
5
7
8-19
8
9
17
19
19-22
19
20
22

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Образовательное
учреждение
осуществляет
образовательную
деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства,
обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для
разностороннего развития личности, в том числе возможность
удовлетворения
воспитанника
в
самообразовании
и
получении
дополнительного образования.
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью
которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для
развития дошкольника имеет организация системы дополнительного
образования в муниципальном автономном дошкольном образовательном
учреждении МАДОУ №16 «Рябинка» (далее – МАДОУ), которая способна
обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.
Развитие творческой активности каждого ребенка представляется одной из
главных задач современного дополнительного образования в МАДОУ и
качества образования в целом. Дополнительное образование предназначено
для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных
программ независимо от осваиваемой детьми основной образовательной
программы. Содержание современного дополнительного образования детей
расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения
образовательного пространства ребенка, исходя из его потребностей.
Дополнительное образование является и средством мотивации развития
личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов
деятельности в различных образовательных областях. Кроме того,
дополнительное
образование
способствует
своевременному
самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни,
созданию условий для формирования каждым ребенком собственных
представлений о самом себе и окружающем мире.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает
вариативную составляющую основной общеобразовательной программы
(далее – ООП) МАДОУ и способствует практическому приложению умений
и навыков детей, полученных в МАДОУ, стимулирует их познавательную
мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к
современному обществу.
Оптимальное сочетание содержания ООП МАДОУ и программы
дополнительного образования достигается благодаря внедрению новых
технологий, разнообразию и вариативности средств, форм и методов,
обеспечивающих интеграцию частей образовательного пространства
МАДОУ.
Дополнительная общеразвивающая программа не может реализовываться
взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет
времени, отведенного на реализацию ООП МАДОУ. Базисные задачи
образовательной деятельности в МАДОУ решает воспитатель в соответствии
4

со своими должностными обязанностями и требованиями ФГОС ДО.
Реализация содержания программы дополнительного образования детей
детского сада осуществляется педагогами дополнительного образования.
Они работают в тесном контакте с воспитателями и друг с другом.
Организация дополнительного образования в детском саду осуществляется
в форме платных образовательных услуг. К платным образовательным
услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план
МАДОУ, а лишь интегрируются с реализуемой МАДОУ основной
образовательной программой. Такие услуги предоставляются только по
запросу, по желанию родителей. В МАДОУ их могут получать дети, как
посещающие, так и не посещающие его.
Дополнительная общеобразовательная программа МАДОУ для детей 2 - 8
лет
обеспечивает
социально-педагогическую,
художественную
направленность.
Дополнительная общеобразовательная программа МАДОУ (далее Программа) составлена в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в части дополнительного образования;
2.Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020
г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных
услуг»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.364820. Санитарные правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020
N 61573).
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего
удовлетворения потребностей воспитанников и развитие их индивидуальных
склонностей и способностей.
Задачи:
- обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей
в творческой активности в различных видах деятельности;

5

- создать условия для эмоционального благополучия ребёнка в процессе
совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог,
ребёнок – родители;
- удовлетворить потребности детей в занятиях по интересам;
- совершенствовать управление в организации дополнительных
образовательных услуг.
1.3 Принципы и подходы к реализации Программы
При организации дополнительного образования детей МАДОУ опирается на
следующие приоритетные принципы:
• соответствовать принципу развивающего образования, целью
которого является развитие ребенка;
• сочетать принципы научной обоснованности и практической
применяемости (содержание программы должно соответствовать основным
положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом
иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного
образования);
• соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволять решать поставленные цели и задачи на необходимом и
достаточном материале, максимально приближаться к разумному
«минимуму»);
• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе
реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые
имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного
возраста;
• предусматривать решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей;
• предполагать построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми
дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Реализация
Программы
предусматривает
исполнение
нескольких
дополнительных программ по следующим направлениям:
- художественной направленности;
- социально-гуманитарной направленности.
Программы художественной направленности ориентированы на развитие
общей и эстетической культуры воспитанников, художественных
способностей и склонностей в выбранных видах искусства.
Художественные программы отдельных направлений в зависимости от
познавательных потребностей и способностей детей могут служить
средством организации свободного времени, формировать процесс
творческого самовыражения и общения детей, а так же могут служить
средством развития одаренных детей.
6

Целью работы объединений художественно-эстетической направленности
является развитие творческих способностей воспитанников, знакомство с
произведениями искусства, духовное развитие личности; воспитание мира
чувств, его эмоциональной чуткости, обучение детей музыкальной грамоте,
теории музыки; развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной
памяти, способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских
навыков в танце и художественного вкуса.
Программы художественно-эстетической направленности, реализуемые в
МАДОУ:
- «Изобразительная деятельность для детей младшего возраста»
- «Изобразительная деятельность для детей среднего возраста»
- «Изобразительная деятельность для детей старшего возраста»
- «Изобразительная деятельность для детей подготовительной к школе
группы»
- «Весёлая логоритмика»
- «Развивающая логоритмика»
- «Музыка.Театр.Творчество»
Программы социально-гуманитарной направленности способствуют
реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка
в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме.
Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной
инициативы является на современном этапе одной из главных задач
объединений социально-педагогической направленности. Это особенно
актуально и очень важно сформировать опыт проживания в социальной
системе.
Образовательные
программы
данной
направленности
многофункциональны по своему назначению. В основном они рассчитаны на
социальную адаптацию.
- организация
межличностного взаимодействия воспитанников на
принципах успеха;
- оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств,
необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни.
Программа социально-гуманитарной направленности, реализуемые в
МАДОУ:
- «Звукарики»
- «Школа эмоций»
Программы физкультурно – спортивной направленности обеспечивают
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей.
Посредством использования
упражнений и подвижных игр происходит формирование умений и навыков,
развитие физических способностей, координации движений, воспитание
нравственных качеств. Программа включает элементы скалолазания,
подвижные игры, акробатические элементы, упражнения на гибкость,
7

растяжку, силу, упражнения в лазании, ползании, преодоления препятствий,
развитие мелкой моторики рук, а также передвижения по скалодрому.
Программа физкультурно – спортивной направленности, реализуемая в
МАДОУ
- «Скалодром»
1.4 Значимые характеристики
Основные участники реализации Программы: дети дошкольного возраста,
родители (законные представители), педагоги.
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса
образовательных услуг выступают родители (законные представители) как
гаранты реализации прав ребенка. Спектр услуг в МАДОУ индивидуален,
разнообразен и ведется по нескольким направлениям развития:
художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое.
1.5 Планируемые результаты
Результаты
освоения
воспитанниками
МАДОУ
дополнительной
общеобразовательной программы представлены в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества
образования.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и
итоговой аттестаций воспитанников.
Оценка индивидуального развития детей проводится педагогами в ходе
внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик
развития личности ребенка, результаты которого используются только для
оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для
решения задач индивидуализации образования через построение
образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в
образовательном процессе или имеющих особые образовательные
потребности.
1.6 Ожидаемые результаты
Развитие творческих способностей.
Создание положительного эмоционального фона во время занятий с детьми.
Овладение артистическими качествами, раскрытие творческого потенциала
детей.
Овладение техникой изготовления изделий.
8

Обогащение словаря детей, овладение культурой речи и правильным
звукопроизношением.
Формы подведения итогов:
Оформление выставочных стендов в МАДОУ;
Участие в городских конкурсах и выставках;
Выступление на праздниках в МАДОУ;
Открытые мероприятия для родителей.
Контроль.
В целях обеспечения контроля качества результатов освоения
воспитанниками МАДОУ Программы применяются следующие виды
контроля:
- текущий контроль процесса формирования знаний, умений и навыков,
состоящий в оценке качества освоения разделов и тем учебных программ;
- итоговый контроль, состоящий в оценке качества освоения содержания
программы.
Контроль качества результатов освоения Программы осуществляется в
формах анализа процесса и результатов деятельности детей.
Методы контроля: проверка документации, наблюдение, анкетирование,
беседа.
2. Содержательный раздел.
2.1 Описание образовательной деятельности.
Предоставление дополнительных образовательных услуг и реализация
дополнительных образовательных программ осуществляется только по
желанию родителей (законных представителей) воспитанников на основе
заявления и договора. Реализация дополнительного образования недопустима
за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Периодичность и
продолжительность определена действующим Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).
Образовательный процесс проводится во время учебного года.
Продолжительность
реализации
разделов
дополнительной
общеобразовательной программы составляет:
- художественная направленность - не менее 32 недель,
- социально-гуманитарная направленность – не менее 32 недель,
- физкультурно – спортивная – не менее 32 недель

9

Объем Программы
Наименование
дополнительной программы

Количество часов
В месяц

В неделю

Художественная направленность
2
8

Изобразительная
деятельность в детском саду
для детей младшего возраста
Изобразительная
2
8
деятельность в детском саду
для детей среднего возраста
Изобразительная
2
8
деятельность в детском саду
для детей старшего возраста
Изобразительная
2
8
деятельность в детском саду
для детей подготовительной к
школе группы
Весёлая логоритмика
2
8
Развивающая логоритмика
2
8
Музыка.Театр.Творчество
1
4
Социально-гуманитарная направленность
Звукарики
2
8
Школа эмоций
1
4
Физкультурно – спортивная направленность
Скалодром
1
4

Общее
количество часов
64

64

64

64

56
56
36
57
25
36

Продолжительность каникул соответствует каникулам воспитанников
МАДОУ. Дополнительные каникулы - не менее 10 дней (январь).
Продолжительность занятия в зависимости от возраста детей
составляет:
- для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут;
- для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут;
- для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут;
- для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Работа по дополнительному образованию осуществляется на основании
учебного плана, рабочих программ дополнительного образования по
направлениям, расписания занятий, заявлений и договоров родителей.
Учебный план по дополнительному образованию на 2023-2024 уч. год
представлен в Приложении 1.
Годовой календарный учебный график на 2023-2024 уч. год представлен в
Приложении 2.
10

2.2 Художественное направление
Программы художественно-эстетической направленности, организуемые в
МАДОУ:
Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительная
деятельность в детском саду для детей младшего возраста» (3 – 4 года)
Цель: Создание условий для развития творческого потенциала детей
младшего дошкольного возраста и их потребностям самореализации
средствами изобразительной деятельности.
Задачи:
В лепке - показать детям разнообразие пластических материалов (глина,
пластилин, солёное тесто), познакомить с их свойствами (пластичность,
вязкость, вес, цельность массы), возможностями своего воздействия на
материал и на этой основе учить детей
 видеть основные формы предметов, выделять их характерные
признаки;
 синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и рук;
 создавать простейшие формы и видоизменять их, создавая при этом
выразительные образы;
 учить лепить пальцами (не только ладонями) – соединять детали,
вытягивать или оттягивать небольшое количество пластического
материала для формирования деталей;
 создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и
взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно
скрепляя детали.
В рисовании – развивать восприятие детей, формировать представление о
предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для
их активного познания и на этой основе учить детей
 отображать свои представления и впечатления об окружающем мире
доступными графическими и живописными средствами;
 сопровождать движения карандаша или кисти словами или игровыми
действиями;
 учить рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии
(вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в
формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым
выразительные образы;.
 Знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью,
учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы.

11

В аппликации – знакомить детей с бумагой как художественным материалом,
создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов
своего воздействия на бумагу и на этой основе учить детей
 создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные
образы;
 раскладывать и приклеивать вырезанные бумажные формы
 знакомить с ножницами как художественным инструментом.
Отличительной особенностью программы «Изобразительная деятельность в
детском саду для детей младшего возраста» является то, что она
адаптирована к условиям образовательного процесса детей младшего
дошкольного возраста. Особое внимание уделено созданию условий для
проявления детской самостоятельности. При организации практических
занятий по программе педагоги используют разнообразный материал,
включая бросовый и природный. Все занятия содержательны и
взаимосвязаны между собой, что даёт возможность реализовать задачу
художественно – творческого развития детей.
Срок реализации программы «Изобразительная деятельность в детском саду
для детей младшего дошкольного возраста» - 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 15 минут и
наполняемостью в соответствии с нормами СанПин и возрастными
особенностями детей.
Ведущая форма организации – групповая.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- развитие навыков и умений в рисовании, лепке, аппликации;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительная
деятельность в детском саду для детей среднего возраста» (4 – 5 лет)
Цель: Создание условий для развития творческого потенциала детей среднего
дошкольного возраста и их потребностям самореализации средствами
изобразительной деятельности.
Задачи:
В лепке педагог поддерживает у детей интерес к созданию объёмных
фигурок, рельефных изображений, простых композиций из глины,
пластилина, солёного теста; знакомит с обобщёнными способами лепки;
обогащает замыслы в процессе восприятия скульптуры, народной игрушки,
мелкой пластики, благодаря чему дети
 увлечённо экспериментируют с пластическим материалом, расширяя
опыт его преобразования и создания различных фигурок и композиций;
12

 заинтересованно и целенаправленно обследуют предмет (зрительно и
тактильно), выделяют обобщённую форму и выбирают рациональный
способ формообразования;
 понимают взаимосвязь между характером движений руки и
получаемой формой, самостоятельно применяют в лепке освоенные
способы и приёмы;
 стремятся к более точному изображению, осваивают разные способы
соединения частей в целое.
В рисовании педагог поддерживает интерес детей к творческому освоению
изобразительных материалов и художественных инструментов; знакомит с
новыми способами рисования, предлагает для декоративного оформления
рукотворные игрушки из глины, солёного теста, бумаги, картона;
воспитывает самостоятельность, инициативность, уверенность благодаря
чему дети:
*с интересом создают образы и простые сюжеты, уверенно передают
основные признаки изображаемых объектов, самостоятельно находят
композиционное решение с учётом замысла, а также размера и формы листа
бумаги; создают геометрические и растительные орнаменты на полосе,
квадрате, прямоугольнике, фигурном силуэте; украшают узорами
плоскостные и объёмные изделия;
*уверенно и свободно используют освоенные изобразительно –
выразительные средства для создания сюжетных и орнаментальных
композиций с учётом особенностей художественного пространства;
увлечённо экспериментируют с художественными материалами и
инструментами;
*обследуют и более точно передают форму объектов через обрисовывающий
жест.
В аппликации педагог расширяет представления детей о возможности этого
вида деятельности, сочетающего особенности изобразительного и
декоративно – прикладного искусства; знакомит с историей и спецификой
«бумажного фольклора», увлекает техникой «коллажирование»; развивает
способность к цветовосприятию и композиции в результате чего дети:
* создают различные композиции: предметные, сюжетные, абстрактные,
декоративные, из готовых и/или самостоятельно созданных форм;
составляют аппликации из природного материала, наклеек, фантиков
кусочков ткани и т.д.
* Начинают пользоваться ножницами как художественным инструментом,
соблюдая правила техники безопасности, осваивают навыки прямолинейного
и криволинейного вырезания простейших форм из тонкой бумаги;
Отличительной особенностью программы «Изобразительная деятельность в
детском саду для детей среднего возраста» является то, что она адаптирована
к условиям образовательного процесса детей среднего дошкольного
13

возраста. Особое внимание уделено созданию условий для проявления
детской самостоятельности. При организации практических занятий по
программе педагоги используют разнообразный материал, включая бросовый
и природный. Все занятия содержательны и взаимосвязаны между собой, что
даёт возможность реализовать задачу художественно – творческого развития
детей.
Срок реализации программы «Изобразительная деятельность в детском саду
для детей среднего возраста» - 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 20 минут и
наполняемостью в соответствии с нормами СанПин и возрастными
особенностями детей.
Ведущая форма организации – групповая.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- развитие навыков и умений в рисовании, лепке, аппликации;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительная
деятельность в детском саду для детей старшего возраста» (5 – 6 лет)
Цель: Создание условий для развития творческого потенциала детей
старшего дошкольного возраста и их потребностям самореализации
средствами изобразительной деятельности.
Задачи в рисовании:
 Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками
(смешивать краски, чтобы получить новые цвета и оттенки, легко,
уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных
направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора
всем ворсом кисти или концом);
 Учить рисовать акварельными красками, показать возможность
цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или
их оттенков;
 Познакомить с приёмами рисования простым карандашом, пастелью,
цветными мелками, углём, сангиной.
Задачи в лепке:
 Учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между
пластической формой и способом лепки;
 Совершенствовать изобразительную технику – продолжать освоение
рельефной лепки, скульптурного способа или лепки из целого куска
путём вытягивания и моделирования частей;
 Показать способ лепки на форме или каркасе для прочности
сооружения, предлагать на выбор приёмы декорирования лепного
образа.
14

Задачи в аппликации
 Показать новые способы создания образов: симметричное вырезание из
сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных
предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или
изображаемому контуру для изображения несимметричных предметов;
 Накладная аппликация для получения многоцветных образов,
несложный прорезной декор для изготовления ажурных изделий;
 В коллективной работе создавать орнаментальные аппликации;
Отличительной особенностью программы «Изобразительная деятельность в
детском саду для детей старшего возраста» является то, что она адаптирована
к условиям образовательного процесса детей старшего дошкольного
возраста. Особое внимание уделено созданию условий для проявления
детской самостоятельности. При организации практических занятий по
программе педагоги используют разнообразный материал, включая бросовый
и природный. Все занятия содержательны и взаимосвязаны между собой, что
даёт возможность реализовать задачу художественно – творческого развития
детей.
Срок реализации программы «Изобразительная деятельность в детском саду
для детей старшего дошкольного возраста» - 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут и
наполняемостью в соответствии с нормами СанПин и возрастными
особенностями детей.
Ведущая форма организации – групповая.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- развитие навыков и умений в рисовании, лепке, аппликации;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительная
деятельность в детском саду для детей подготовительной к школе
группы» (6 – 8 лет)
Цель: Создание условий для развития творческого потенциала детей
подготовительной к школе группе и их потребностям самореализации
средствами изобразительной деятельности.
Задачи в рисовании: совершенствовать технику рисования гуашевыми и
акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные
краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно
выбирать художественные материалы для создания выразительного образа
(для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для
декоративного панно -гуашь, для предварительных набросков или эскизов уголь или простой карандаш);
15

Задачи в лепке: побуждать детей создавать динамичные выразительные
образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая
тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (глина, пластилин,
солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный,
конструктивный, модульный, рельефный, папье-маше), приёмы
декорирования образа;
Задачи в аппликации: инициировать самостоятельный выбор детьми разных
способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или
сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное,
силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник);
совершенствовать содержание и технику прорезного декора (новогодние
игрушки и украшения, эмблемы, символы, гербы, экслибрисы), познакомить
с ленточным способом вырезания для получения многофигурных
симметричных изображений (зайчики пляшут, хоровод ёлочек, грибная
полянка); показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по
диагонали (снежинки, цветы, звёздочки); познакомить с новыми видами
аппликации из ткани, природного материала (осенних листьев, цветочных
лепестков, семян, соломки, бересты).
Отличительной особенностью программы «Изобразительная деятельность в
детском саду для детей подготовительной к школе группе» является то, что
она адаптирована к условиям образовательного процесса детей данного
возраста. Особое внимание уделено созданию условий для проявления
детской самостоятельности. При организации практических занятий по
программе педагоги используют разнообразный материал, включая бросовый
и природный. Все занятия содержательны и взаимосвязаны между собой, что
даёт возможность реализовать задачу художественно – творческого развития
детей.
Срок реализации программы «Изобразительная деятельность в детском саду
для детей подготовительной к школе группе» - 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут и
наполняемостью в соответствии с нормами СанПин и возрастными
особенностями детей.
Ведущая форма организации – групповая.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- развитие навыков и умений в рисовании, лепке, аппликации;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программа «Весёлая логоритмика»
16

(2 – 3 года)
Цель – профилактика проблем речевого развития, а также сопутствующих
трудностей, связанных с неречевыми функциями психики.
Оздоровительные задачи:
 укреплять костно-мышечного аппарат;
 развивать дыхание, общую и мелкую моторику, артикуляционный
аппарат;
 воспитывать чувство равновесия, правильную осанку, плавность и
динамичность движений;
Обучающие:
 формировать двигательные навыки и умения, пространственные
представления и способность произвольно двигаться в пространстве,
 развивать произвольность и координацию движений;
 развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях,
речи ритмическую выразительность;
 развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание и память;
 обогащать словарь;
Воспитательные:
 развивать
умение перевоплощаться, проявляя художественнотворческие способности,
 развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение
к сверстникам.
Срок реализации программы «Веселая логоритмика» - 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 10 минут.
Ведущая форма организации – групповая.
Ожидаемый результат обучения по программе - улучшение показателей
уровня физического и речевого развития детей.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Развивающая
логоритмика» (3 – 4 года)
Цель – профилактика проблем речевого развития, а также сопутствующих
трудностей, связанных с неречевыми функциями психики.
Оздоровительные задачи:
 укреплять костно-мышечного аппарат;
 развивать дыхание, общую и мелкую моторику, артикуляционный
аппарат;
 воспитывать чувство равновесия, правильную осанку, плавность и
динамичность движений;
Обучающие:
 формировать двигательные навыки и умения, пространственные
представления и способность произвольно двигаться в пространстве,
 развивать произвольность и координацию движений;
17

развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях,
речи ритмическую выразительность;
 развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание и память;
 обогащать словарь;
Воспитательные:
 развивать
умение перевоплощаться, проявляя художественнотворческие способности,
 развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение
к сверстникам.
Срок реализации программы «Развивающая логоритмика» - 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 10-15 минут.
Ведущая форма организации – групповая.


Ожидаемый результат обучения по программе - улучшение показателей
уровня физического и речевого развития детей.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Музыка.Театр.Творчество» (6 – 7 лет)
Основной целью программы является:
Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических
качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и
внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.
Исходя из цели программы предусматривается решение следующих
основных задач:
1.Развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания,
творческого мышления, фантазии и воображения;
2.Обучение навыков актерского мастерства и сценической речи;
3.Воспитание в детях потребность в общении и познании окружающего
мира; создание атмосферы доброжелательности в коллективе;
4. Способствовать развитию сотрудничества и сотворчества детей и
родителей через показ кукольных спектаклей и создании творческой
мастерской.
В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на
социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного
возраста.
Особенности программы
Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти
способности именно в дошкольном возрасте является первоочередной
задачей данной программы.
Программа направлена на развитие речи, музыкальных и артистических
способностей, а также приобщение к миру искусства.

18

В основе программы лежит интеграция предметов художественноэстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной
личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить
прекрасное.
Интегрированное обучение, использование природной музыкальности
ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника
и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.
Данная программа предполагает взаимодействие с родителями, привлекая их
к изготовлению костюмов и реквизита, разучиванию ролей, организационной
помощи.
Расписание занятий кружка строится из расчета одно занятие в неделю и 1
год обучения.
Срок реализации программы – 1 год
Наполняемость группы выдержана в соответствии с нормами СанПин.
Ведущая форма организации – групповая.
Ожидаемые результаты
В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:
- умеют выражать свои впечатления словом, развивая речевое развитие,
обогащение словарного запаса;
- умеют выражать свои впечатления мимикой и жестом;
- развитие познавательной активности;
- овладевают навыками самостоятельно найти выразительные средства для
создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую
интонацию;
- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые,
песенные и танцевальные импровизации;
- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая
удовольствие от творчества;
- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев
художественной литературы;
- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.

2.3 Социально-гуманитарное направление.
Программы социально-гуманитарной направленности, организуемые в
МАДОУ:
Дополнительная общеразвивающая программа «Звукарики» (4 – 5 лет)
Цель программы:
19

Обучить изложению мыслей от простой фразы, состоящей из 2-4 слов, до
составления пересказа, близкого к тексту; пониманию и правильному
употреблению предлогов; владению своим голосом.
Сформировать артикуляционные уклады, грамматическую сторону речи и
связную речь.
Воспитать бережное отношение к труду, окружающим предметам; любовь к
окружающей природе.
Задачи программы:
Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении
звуков.
Учить детей внимательно слушать стихотворения, сказки и рассказы,
отвечать на вопросы строчками из данных произведений.
Способствовать четкому и правильному произношению звуков в словах и
фразовой речи посредством проговаривания чистоговорок, скороговорок,
разучивания стихотворений и логопедических распевок.
Развивать логическое мышление: уметь соотносить усвоенные знания с
изображением на картинке.
Развивать связную речь, учить понимать ее выразительность, плавность,
красоту. Совершенствовать такие элементы звуковой культуры речи, как
темп, дикция, сила голоса.
Учить детей овладевать основными грамматическими формами, а именно,
согласовывать слова в роде, числе и падеже.
С помощью подвижных игр, логоритмических упражнений, пальчиковой
гимнастики формировать двигательную активность, темп, ритм речи,
развивать мелкую и речевую моторику, корректировать психические
процессы, способствовать развитию речи в целом.
Срок реализации образовательной программы 1 год. Программа включает
в себя три периода обучения. При этом продолжительность периодов
является
ориентировочной.
Первый
период
является
вводным,
ознакомительным, второй период направлен на основную подготовку и
обучение детей, третий период – заключительный, направлен на закрепление
пройденного материала и подведение итогов.
Форма обучения – групповые занятия. Наполняемость до 8 человек.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине
дня. Длительность занятия – 20 мин.
Ожидаемые результаты освоения программы:
20

Воспитанники будут знать строение артикуляционного аппарата,
название геометрических фигур и цветов. Дети будут уметь составлять
предложения и пересказывать тексты, употреблять в речи предлоги.
Воспитанники смогут повысить уровень своей речи, изменить ее качество
и развить связную речь.
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа эмоций»
Цель программы:
Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков у
старших дошкольников.
Задачи Программы:
1. Расширять знания детей о чувствах, эмоциях и способах их
выражения, обогатить словарь детей за счет слов, обозначающих эмоции и
чувства.
2. Развивать у детей способность распознавать свои эмоциональные
состояния.
3. Развивать у детей умение распознавать эмоциональные состояния
других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации).
4. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств социально
приемлемыми способами (словесными, творческими и т.д.)
5. Развивать у детей позитивные формы общения и навыки
доброжелательного поведения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы, 5-7 лет. Ребёнок может включаться в
образовательный процесс на любом этапе работы.
Сроки реализации образовательной программы – 1год (25 часов).
Форма и режим занятий.
Занятия групповые, проводятся в очной форме, один час в неделю.
Продолжительность каждого занятия составляет 30 минут.
Ожидаемый результат
Дети:
- знают о чувствах, эмоциях и способах их выражения, могут словами описать
эмоции, чувства, настроение;
- дети осознают свои эмоциональные состояния, и других людей, могут их назвать;
- проявляют свои эмоций и чувства различными социально приемлемыми
способами;
- умеют вступить в контакт, со сверстником и взрослым, используют речевые
этикетные формулы, проявляют доброжелательность.

2.4 Физкультурно – спортивное направление
21

Дополнительная общеразвивающая программа «Скалодром» (5 – 8 лет)
Цель – создание условий для развития мотивации, формирования навыков
скалолазания и самореализации личности ребенка через
творческое
использование видов и способов передвижения по скалодрому.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Оздоровительные:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье
детей, в том числе их эмоциональное благополучие.
- способствовать совершенствованию деятельности основных
систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной),
улучшению физического развития, физической подготовленности
детей.
Образовательные:
- познакомить детей с историей становления спорта скалолазание,
- познакомить детей с разными видами скалолазания,
-учить правила и технику безопасности, нахождения на занятии по
скалолазанию.
Развивающие:
- развивать координацию движений, выносливость, силу, равновесие,
логическое и тактическое мышление, ориентировку в пространстве,
- развивать личностные качества воспитанников,
- развитие инициативности и самостоятельности.
Воспитательные:
- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности
здорового образа жизни - воспитывать умение подчинять свою
деятельность сознательно поставленной цели,
- формирование морально-этических норм спортивного поведения.
Срок реализации программы «Скалодром» - 1 год.
Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительностью 30 минут.
Ведущая форма организации – групповая.
Ожидаемый результат обучения по программе - диагностика уровня
сформированности знаний, умений и навыков скалолазания.

3. Организационный раздел
3.1 Организационно-педагогические условия реализации Программы
Основной формой организации образовательного процесса является
совместная деятельность педагога с ребенком.
В качестве дополнительных форм организации образовательного
22

процесса применяются:
- открытые занятия для родителей (очно и в дистанционном формате)
- концерты;
- праздники.
Учет достижений детей осуществляется педагогами дополнительного
образования, проводящими занятия в группах и старшим воспитателем.
Основными формами подведения итогов реализации учебных программ
являются:
 открытые занятия для родителей (законных представителей)
воспитанников;
 участие в городских, региональных конкурсах;
 выступления на праздничных мероприятиях в МАДОУ, в других
учреждениях;
 выставки работ в группах и помещениях МАДОУ;
3.2 Материально- техническое обеспечение Программы
Материально-технические условия реализации Программы включают в
себя требования:
- определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилам
и нормативам;
- определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной
средой;
- к
материально-техническому
обеспечению
программы:
учебнометодический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Учебно-методический комплекс включает разноуровневые задания и
упражнения, дидактические материалы, позволяющие дифференцировать и
индивидуализировать образовательный процесс с учетом особенности
личности детей.
В МАДОУ создана необходимая среда для организации дополнительных
образовательных услуг:
- музыкальный зал;
- спортивный зал;
- изостудия;
- кабинет педагога-психолога;
- кабинет учителя – логопеда;
Методическое обеспечение включает в себя:

наличие утвержденной Программы;

рабочие программы педагогов дополнительного образования;
23


методические разработки;

специальная литература (журналы, книги, пособия, справочная
литература);

диагностический инструментарий

3.3 Методическая литература
Художественная направленность:
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», младшая группа.
Планирование, конспекты, методические рекомендации.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», средняя группа.
Планирование, конспекты, методические рекомендации.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», старшая группа.
Планирование, конспекты, методические рекомендации.
Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду». Экопластика.
Аранжировки и скульптуры из природного материала.
Абрамова Л.П. Бушки-барашки. Пальчиковые игры (1-3 год). – М.:Карапуз, 2005
– 19 с.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.:Владос, 2003. – 269 с.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-З лет. — М.:
ТЦ Сфера, 2008. — 128 с. — (Логопед в ДОУ).
Соколова ЮА. Игры с пальчиками. М.: Эксмо, 2005 – 50 с.
Соколова ЮА. Речь и моторика. М.: Мир детства, 2002.- 48 с.
Буренина, И.А. От игры до спектакля. – М.: Просвещение 2002г.
Доронова, Т.И. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2005.
Махнёва, М.Д. Театральные занятия в детском саду /Пособие для
работников дошкольных учреждений/. – М.: Творческий Центр, 2001.
Петрова, Т.Н. Театрализованные игры в детском саду /. Т.Н Петрова, Е.Л.
Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2000.
Поляк, Л. Театр сказок. – СПб., 2001.
Прохорова, С.П. Театрализованные игры для дошкольников. – М., 1988.
Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр /Пособие для воспитателей/. – М.:
Аркти, 2002.
Социально-гуманитарная направленность:
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду.
Средняя группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению слоговой структуры
слова у детей. – СПб., 2000
Бородич А.М. Методика развития речи. 2-е издание. – М., 1981.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
24

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985
Карельская Е. Использование символов в работе над звуками. М., 2000.
Программа воспитания и обучения детей в детском саду. – М., 2005.
Шаховская С.Н.., Худенко Е.Д. Планы занятий логопеда в детском саду для
детей с нарушениями речи. – М., 1992.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего
школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002.
Куражева Н. Ю., Бараева Н. В., Тузасва А. С., Козлова И. Л. «Цветиксемицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого
развития детей СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
Монакова Н.И. Развитие эмоций у ребенка. Программа «Путешествие с гномом»
-Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2021.
Пазухина И.А. «Познаем себя и других». Программа психолого-педагогического
сопровождения социально-эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста с 5 до 7 лет. – СПб.:ООО - СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022.
Физкультурно – спортивная направленность
Антонович И.И. Спортивное скалолазание. М., 1978.
Архипов С.М. Методические рекомендации по подготовке юных скалолазов.
М., 1988
Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах
спорта. М., 1966.
Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду:
Кн. для воспитателя дет. сада / П.П. Буцинская, В.И. Васюкова, Г.П.
Лескова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с.:
ил.

25

Приложение 1
Учебный план по дополнительному образованию
МАДОУ №16 «Рябинка»
Направленность
дополнительного
образования

Название
Форма занятий Возраст
Срок
детских
(групповые,
детей обучения
объединений
индиви(по программе)
дуальные)

3-4

1 год

в
неделю
1

4-5

1 год

2

групповые

5-6

1 год

групповые

6-8

«Развивающая
логоритмика»
«Весёлая
логоритмика»
«Музыка.Театр
.Творчество»
«Звукарики»

групповые

«Школа
эмоций»
Скалодром

групповые
Художественная

Социальногуманитарная
Физкультурно спортивная

Количество
учебных
часов

«Изобразитель
ная
деятельность в
детском саду»

в
год
32

Коли- Наполчеств няемос
о
ть
груп группы
п
1

15

64

1

15

2

64

1

15

1 год

2

64

1

15

3-4

1 год

2

56

1

15

групповые

2-3

1 год

2

56

1

15

групповые

6-8

1 год

1

36

1

15

групповые

4-5

1 год

2

57

1

10

групповые

5-7

1 год

1

25

1

10

групповые

5-7

1 год

1

36

2

10

Приложение 2

Годовой календарный учебный график по дополнительным
образовательным программам на 2023-2024 учебный год
Содержание
АБВГДейка
Продолжительность
рабочей недели
Время работы
учреждения
Нерабочие дни
Количество групп
Возраст детей
Продолжительность
занятий

Каблучок

Наименование услуги
Речевая радуга
Звездочки

Хочу учиться

Волшебная
кисточка

5 дней (понедельник - пятница)
10,5 часов (7.30-18.00)

2
5-6 лет
6-7 лет
25 мин.
30 мин.

Суббота и воскресенье, общегосударственные праздничные дни
4
2
3
2
3- 4 года
4-5 лет
3-4 года
6-7 лет
6-7 лет
5-6 лет
4-5 лет
6-7 лет
15 мин.
20 мин.
15 мин
25 мин
30 мин.
25 мин.
20 мин.
30 мин..
30 мин.

2
5-7 лет

25 мин.

Начало учебного года
Окончание учебного
года
График каникул
Продолжительность
учебного года, всего,

12.09.2022
05.05.2023

12.09.2022
05.05.2023

12.09.2022
05.05.2023

12.09.2022
05.05.2023

12.09.2022
05.05.2023

12.09.2022
05.05.2023

32 недели

32 недели

с 26.12.2022 по 08.01.2023, летний период
32 недели

32 недели

25 недель

32 недели

в том числе:
1 полугодие

2 полугодие

с
12.09.2022
по
23.12.2022
(15 нед.)
с
09.01.2023
по
05.05.2023
(17 нед.)

Количество занятий в
группе в
неделю/месяц/год

1/4/32

Первичный
мониторинг

Сентябрь
2022

Итоговый мониторинг

Май 2023

с 12.09.2022 по
23.12.2022
(15 нед.)

с 12.09.2022 по
23.12.2022
(15 нед.)

с 12.09.2022 по
23.12.2022
(15 нед.)

с 12.09.2022 по
23.12.2022
(15 нед.)

с 12.09.2022 по
23.12.2022
(15 нед.)

с 09.01.2023 по
05.05.2023
(17 нед.)

с 09.01.2023 по
17.03.2023
(10 нед.)

с 09.01.2023 по
05.05.2023
(17 нед.)

с 09.01.2023 по
05.05.2023
(17 нед.)

с 09.01.2023 по
05.05.2023
(17 нед.)

1/4/32
2/8/64
2/8/64
2/8/64
Сентябрь 2022

2/8/50

1/4/32

2/8/64

1/4/32

Сентябрь 2022

Сентябрь 2022

Сентябрь 2022

Сентябрь 2022

Май 2023

Март 2023

Май 2023

Май 2023

Май 2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (8162) 280-654, +7 (8162) 280-655

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».